НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шувалова А.В. Развитие чувства патриотизма у младших школьников «О Великой Победе русского народа»

Библиографическое описание:
Шувалова А.В. Развитие чувства патриотизма у младших школьников «О Великой Победе русского народа» // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

Сейчас на государственном уровне приняты документы, направленные на возрождение военно-патриотического воспитания в школах, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» дано определение понятия «патриотизм».

Патриотизм – это чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству. Чувство патриотизма не возникает само по себе. Это результат длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. «Без прошлого нет будущего», - гласит народная мудрость, а будущее – это дети, это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.

Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям. Как красиво, а главное точно, сказал один из немецких политиков, патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.

Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. Если патриотизм это любовь к Отчизне, то патриотическое воспитание должно быть направленно на формирование у подрастающего поколения этого высокого, великого чувства.

Патриотизм проявляется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности человека, который осознает свою неотделимость и неотделимость от Отечества. Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к родному городу, к дому и к родителям. Изучая историю своей родины, своего города, дети не только приобретают знания, но и узнают о событиях, которые сформировались на протяжении многих веков и непосредственно повлияли на ход современной жизни.

Следует, уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты. У детей дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой отечественной войне, о ее защитниках и героях.

Как поддержать интерес ребенка помочь ему узнавать новую, интересную информацию о Великой Отечественной войне.

Как рассказать детям младшего школьного возраста о войне?

Первый способ — говорите об этом с ребенком.

Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними можно рекомендовать посмотреть всей семьей военный парад, концерты военных песен.

Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.

Четвертый способ — рассказать о воевавших предках.

Пятый способ — делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.

Шестой способ — участие в праздничных мероприятиях школы, посвященных 9 мая. Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому. Седьмой способ — посещение памятных мест, поздравление ветеранов.

9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению.

Многие нравственные качества человека активно развиваются в начальной школе. Психологи установили, что дети младшего школьного возраста характеризуются повышенной восприимчивостью внешнего влияния, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, любить близких, беречь природу, не уверует в свои способности и возможности, то в дальнейшем сделать это будет труднее, т. к. потребуется значительно больших душевных и физических затрат. Таким образом, именно у детей младшего школьного возраста должна закладываться система нравственного и патриотического воспитания, формирования гражданской позиции.

У младших школьников вполне можно уже создать систему обобщённых знаний, касающихся различных явлений общественной жизни, которые представляют собой основу сознательного отношения к внешней среде, а также предпосылкой патриотического воспитания детей. Этому способствует рост объёмов понятий и представлений о мире.

В патриотическом воспитании в начальной школе используются разнообразные средства и методы, которые способствуют как расширению кругозора, так и воспитанию познавательных интересов, развитию творческих способностей, формированию исторического сознания. Изучение истории родной земли, истории Отечества, культурных традиций является важнейшим направлением в воспитании младшего школьного возраста у детей патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и большой Родине, к семье.

Литература:

1. Агапова И. «Патриотическое воспитание в школе» / И. Агапова, М. Давыдова. – М.: Айрис-пресс, 2002.

2. Азаров Ю. «Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников» / Ю. Азаров // Дополнительное образование. – 2013. – №6.

3. Башмакова С.Н. «Патриотическое воспитание младшего школьника» / С.Н. Башмакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – С-Пб.: Свое издательство, 2015.

4. Быков А.К. «Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся» / А.К. Быков, Г.Н. Мусс // Воспитание школьников. – 2011. – №4.
2023