Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Яговкина Ю.В. Исследование знаний о животных у детей с задержкой психического развития

Библиографическое описание:
Яговкина Ю.В. Исследование знаний о животных у детей с задержкой психического развития // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.

Особо значимыми в жизни ребенка являются представления об окружающем мире, поскольку они служат базой для дальнейшего познавательного развития, формирования отношения ребенка к окружающей действительности и его личностных качеств. Знания ребенка — это результат его обучения и личного опыта, который он получил в процессе познания окружающей действительности. У детей с ЗПР такими авторами как Н.В. Бабкина, Т.А. Власова, Т.В. Егорова, И.А. Коробейников и др. отмечается снижение познавательной деятельности и ее качественное своеобразие. По мнению таких исследователей как В.И. Лубóвский, В.Б. Никишина, У.В. Ульенкóва и др., дети с ЗПР обладают ограниченными представлениями об окружающем их мире, обществе, себе. Л.К. Гайфуллина, С.В. Кудринá, С.Г. Шевченко отмечают, что у детей с ЗПР имеются недостаточные представления о предметах и явлениях, в результате чего они путают названия предметов и явлений, испытывают затруднения при выделении признаков и сравнении объектов, при дифференциации самих предметов и их свойств, им сложно узнать предмет в другом ракурсе.

С.В. Кудринá одной из причин несформированности представлений о предмете отмечает, что такие предметы не являлись объектом восприятия, либо длительность восприятия была недостаточна для формирования полноценного представления о данном объекте.

Однако к настоящему времени в психолого-педагогической литературе представлено недостаточно информации об особенностях знаний младших школьников с ЗПР о животных, которые являются важными для их ориентировки в окружающем мире.

Целью исследования было выявить особенности знаний детей с задержкой психического развития о животных и разработать рекомендации к их формированию.

Для достижения этой цели в 2023 г. был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании принимало участие 20 детей с ЗПР, из них: 10 детей старшего дошкольного возраста и 10 учеников 2 класса.

Для проведения эксперимента нами была разработана методика. Содержание методики включает в себя 6 групп заданий, которые направлены на выявление основных знаний о животных таких как: знание названия животного, умение отнести к определенной группе животное, знание видовых признаков, знание частей тела, знание о среде обитание, а также умение применять эти знания в рассказе о животном: как называется, к какой группе относится животное, чем питается, где обитает, как называется жилище, какую пользу приносит, как называются члены семьи. Для изучения знаний о животных были выбраны 7 групп животных: домашние звери, дикие звери, перелетные птицы, зимующие птицы, домашние птицы, насекомые, рыбы.

Полученные результаты показали следующее. У детей обеих групп немного лучше сформированы узнавание и называние животных на картинках. Трудности вызывало узнавание и называние перелетных и зимующих птиц, а также рыб. По представлению в основном называли домашних и диких зверей.

Большинство детей обеих групп легко выделяли в отдельную группу рыб и насекомых. При разделении домашних и диких зверей на группы допускали ошибки. Затруднения вызвало правильно отнести птиц к группе перелетных и зимующих, домашних.

По представлению и дошкольники и школьники выделяли от одного до трех признаков и только для некоторых животных. С опорой на наглядный материал смогли выделить до 3 видовых признаков для всех групп животных, например: для диких зверей дошкольники выделяли такие признаки как: «шерсть, лапы, туловище», а второклассники выделяли «хвост, лапы, уши, шерсть».

Дети обеих групп по представлению и с опорой на наглядный материал смогли назвать не менее 3 частей тела у 4-6 групп животных, у остальных групп выделили 1-2 части. Среди дошкольников были такие, кто смог назвать почти все части тела для всех групп животных, допустив несколько ошибок.

Знания о среде обитания животных оказались достаточно хорошо сформированными. Так, по представлению дети допускали некоторые неточности или 1-2 ошибки, а с опорой на картинку все определяли правильно.

Почти все второклассники и чуть больше половины дошкольников смогли рассказать о животном. Они назвали от одного до трех признаков или характеристик не более чем для троих животных из 7. С помощью вопросов смогли ответить все 10 учеников и 7 дошкольников. Они дали правильные ответы на 3-4 вопроса для 6-7 животных.

В ходе анализа результатов была определена динамика знаний. У учеников второго класса показатели незначительно выше, чем у детей старшего дошкольного возраста. Знания о представителях животных, их частях тела, а также среде их обитания у детей старшего дошкольного возраста и у второклассников почти одинаковые. Существенные различия наблюдается в сформированности умений отнести животных к определенной группе и во владении общими знаниями о животных. У второклассников данные знания и умения сформированы лучше.

В завершении анализа были определены уровни сформированности у детей с ЗПР знаний о животных. В обеих группах был установлен только низкий и средний уровни. Низкий уровень был установлен у 7 дошкольников и 3 второклассников, а средний уровень у 3 дошкольников и 7 второклассников.

Для среднего уровня характерно то, что ребенок демонстрирует не полные знания о большинстве представителей животных. Соотносит животных не менее чем по 5 группам. Видит, называет большинство признаков и различии между животными. Владеет не в полном объеме общими знаниями о некоторых животных: где обитает, чем питается, как называется жилище, как называются члены семьи, какую пользу приносит, к какой группе животных относится.

Для низкого уровня характерно то, что ребенок демонстрирует недостаточные знания о представителях животных. Соотносит всего 1-3 группы животных. Видит, называет признаки сходства и различия только между некоторыми животными, допускает ошибки. Демонстрирует частичные представления о некоторых животных.

Библиографический список

1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 224 с.

2. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие: / Н. В. Бабкина. - Москва «ВЛАДОС», 2018 – 145 с.

3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии / Т.А. Власова. М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. – 173 с.

4. Гайфуллина Л.К. Особенности сформированности некоторых представлений об окружающем мире у младших школьников с ЗПР / Л.К. Гайфуллина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2017. - № 4. - С. 61-65.

5. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. - М.: Педагогика, 1973. - 152 с.

6. Исследование развития познавательной деятельности. Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер и П. Гринфилд. Перевод с англ. M. П. Лисиной. М., «Педагогика», 1971. – 392 с.

7. Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование - Издательство: КАРО, 2004 г. – 224 с.

8. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум для академического бакалавриата / Д.Ю. Добротин, М.С. Смирнова, Н.А. Рыжова [и др.]; под общ. ред. М.С. Смирновой. - М.: Издательство Юрайт, 2017 - 306 с.

9. Шевченко, С.Г. Формирование знаний об окружающей действительности как средство активизации познавательной деятельности детей с задержкой психического развития: дис... канд. пед. наук: 13.00.03. - Москва, 1982. - 216 с.
2024