Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Трухина Д. С. Упражнение как один из основных методов обучения технологии

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


В современных условиях технологического образования, упражнения используются в качестве способа закрепления пройденного материала. Данному способу отведена ведущая роль на уроках технологии, так как они имеют практико-ориентированный характер, а потому степень самостоятельности школьников при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ напрямую связывают с характером их практической деятельности, направленной на подготовку к будущей самостоятельной жизни.
В основной школе, обучающийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности. Также большое значение имеют знания в практической сфере, полученные при изучении основ наук, так как именно от них зависит эффективность полученных знаний при использовании их на практике.
Однако анализ практики обучения технологии показал, что педагоги в учебных заведениях опираются в основном на репродуктивные методы обучения, из-за чего обучающиеся могут не в полной мере усваивать пройденный в ходе урока учебный материал. В связи с этим, возникла необходимость разработки комплекса упражнений, который сможет способствовать включению обучающихся в разнообразные виды самостоятельной деятельности, тем самым повышая процент усвояемости получаемых знаний.
Применение упражнений на уроках по ФГОС
Изучая Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по предмету «Технология», можно прийти к выводу о том, что основной задачей при изучении данного предмета является формирование у обучающихся представлений о составляющих техносферы, а также о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Если же рассматривать технологию с позиции учебного предмета, то её задачами являются способствование профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, а также социально обоснованных ценностных ориентаций.
Выполнение любой практической деятельности в процессе изучения предмета «Технология», согласно требованиям ФГОС, должна осуществляется при помощи системы упражнений. Каждая такая система состоит из комплекса упражнений, которые способствуют овладению практическими знаниями, умениями и навыками.
Упражнение – это планомерное действие, которое направлено на достижение ближайших целей обучения.
Упражнения различаются по родам, видам и типам. Родовые признаки упражнений напрямую связаны с основными категориями методики: целями, содержанием, методами и средствами обучения. Соответственно система упражнений будет различаться по назначению, объекту действий, способу и условиям выполнения.
Опираясь на вышесказанное, была разработана классификация упражнений по виду учебной деятельности [1]. К таким упражнениям относятся:
·          ознакомительные;
·          поисковые;
·          тренировочные;
·          ознакомительно-тренировочные;
·          ознакомительно-поисковые;
·          тренировочно-поисковые.
Определив желаемый вид упражнений, необходимо обратиться к требованиям их составления. Основные требования заключаются в следующем:
1.       Упражнение должно быть составлено в соответствии с задачами, целями, содержанием и условиями обучения.
2.       Упражнение должно быть целенаправленным.
3.       Речевой и языковой материал должен повторяться.
4.       Материал упражнения должен быть однотипным.
5.       Выполнение упражнения должно быть пассивным.
6.       Упражнение должно соблюдать последовательность: каждое последующее предложение должно быть подготовлено предыдущим.
7.       Содержание упражнения должно соответствовать этапам формирования навыков и умений.
Таким образом можно сделать вывод о том, что система упражнений лежит в основе системы обучения и представляет собой организованные и взаимосвязанные действия обучающихся, направленные на достижение конкретной учебной цели при формировании навыков и умений. Обязательными характеристиками системы упражнений являются: научность и коммуникативная направленность всей системы, взаимообусловленность упражнений, их доступность, последовательность и повторяемость языкового материала и речевых действий.
Принципы разработки упражнений для урока
При разработке упражнений для урока, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, излагаемый в них учебный материал должен отбираться с учетом следующих положений:
·          Распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
·          Возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
·          Выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
·          Возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
·          Возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Также немаловажным фактором является направленность на результаты изучения предмета «Технология», детально прописанных в ФГОС [2]. К ним относят:
·          Сформированность целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
·          Приобретенный опыт разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
·          Формирование ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
·          Готовность к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Перечень личностно-значимых предметных и метапредметных результатов, которые достигаются учащимися благодаря выполнению ими упражнений можно продолжать достаточно долго. Однако уже отмеченные качества, приобретаемые обучающимися, свидетельствуют о высоком статусе упражнений в иерархии разнообразных учебных задач, предназначенных для развития личности обучающихся.
Отмеченные особенности упражнений предопределяют:
·          Целесообразность их включения в учебный процесс;
·          Необходимость специального обучения учащихся этому виду деятельности;
·          Необходимость обеспечения относительно самостоятельного решения учащимися качественных задач, допускающего возможность оказания тактичной оперативной консультационной помощи со стороны учителя.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что для составления упражнений по выбранной дисциплине необходимо учитывать не только форму проведения, но также соблюсти требования к структуре и учесть результаты, которые необходимо получить в ходе их выполнения обучающимися.
Анализ условий использования упражнений на уроках технологии
Прежде чем приступить к разработке комплекса упражнений, необходимо провести первоначальную оценку условий, в которых данный комплекс станет применяться.
В первую очередь хочется отметить то, что в настоящее время классно-урочная система ориентирована не на творческое взаимодействие учителя и ученика, а на передачу обучающимся ускоренным образом знаний, опирающихся на здравый смысл и веру, так как в связи со слабой материальной базой школы зачастую попросту отсутствует возможность выполнения практических работ. Также можно проследить тенденцию репродуктивности большинства действий ученика, что привело к проблеме развития творческого мышления и снижению планки эрудированности в среднем и старшем звене.
Далее стоит подчеркнуть, что в реалиях современного образования царит недоверие к педагогам, приведшее к тотальной отчётности и элементарному страху оных потерять работу в случае несоблюдения «сухого цифиря» [3]. Многие учителя с прискорбием сообщают о том, что им элементарно не хватает времени общаться с детьми и заниматься самосовершенствованием, так как большую часть времени приходится посвящать заполнению электронного журнала и написанию отчётностей [4]. Это приводит к тому, что даже во время проведения урока преподаватели вынуждены тратить своё время не на диалог с классом, а на работу с компьютером, от чего нередко страдает не только дисциплина, но также уровень усвояемости знаний.
Также необходимо обратить внимание на то, что курсы повышения квалификации уже не приносят особо ощутимого результата, так как чаще всего они носят формальный характер в связи с развалом городских центров развития образования, штат которых сокращён до критического минимума. Это приводит к тому, что учителя в школах не углубляют и не актуализируют свои знания в преподаваемой дисциплине, чаще всего опираясь на устаревшие факты.
Разработка комплекса упражнений для 6 класса на уроках технологии
Изучив существующие технологические приёмы и стратегии внедрения упражнений как элемента самостоятельной работы на уроке технологии, было выделено несколько эффективных методов работы с обучающимися [5].
В частности, ими являются:
·          Приём «Плюс-минус-вопрос»;
·          Приём «тонкие» и «толстые» вопросы;
·          Технологическая стратегия взаимообучения «Зигзаг»
В качестве примера, было составлено несколько типовых заданий, опирающихся на вышеуказанные методы. При необходимости, педагог может переделать задание под необходимую тему, взяв выбранные типы упражнений в качестве основы для создания собственного комплекса.
Приём «Плюс-минус-вопрос»
Данный приём способствует изучению самостоятельному изучению материала каждым обучающимся, формируя умение различать положительные и отрицательные стороны явлений или событий, а также формулировать вопросы, ответы на которые ещё предстоит найти в процессе дальнейшего изучения темы.
Примерное задание:
Раздаются листы А4. Обучающиеся рисуют на них два овала разных цветов, где указывают любимые и нелюбимые каши, а после пишут пояснения, почему они им нравятся/не нравятся.
Пример: овсяная каша – не нравится (склизкая), гречневая каша – нравится (вкуснее всего с молоком).
Приём «тонкие» и «толстые» вопросы
Строится на организации самостоятельной поисковой деятельности, благодаря чему обучающиеся работают с источниками информации и отвечают на свои вопросы. Это способствует стимуляции интереса к изучаемой теме через активное её восприятие.
Примерное задание:
На слайде демонстрируется кроссворд. Учитель зачитывает вопросы, ответы к которым помещаются в таблицу. Задача – найти ответы на все вопросы.


Рис.1 Кроссворд

Вопросы
По горизонтали:
1) Кисломолочный напиток, получаемый из коровьего молока путём кисломолочного и спиртового брожения с применением кефирных грибков;
3) Напиток, имеющий кремовый цвет и готовящийся из топлёного молока;
5) Густое закисшее молоко;
7) Напиток, в который добавляют бифидокультуры;
9) Кисломолочный продукт, получаемый из сливок и закваски;
11) Белковый кисломолочный продукт.
По вертикали:
2) Готовится из топлёного молока совместным молочнокислым и спиртовым брожением;
4) Разновидность кефира у тюркских, северокавказских, южнокавказских, балканских и турецких народов;
6) Кисломолочный напиток с добавлением сахара или плодово-ягодного сиропа;
8) Кисломолочный напиток из верблюжьего молока;
10) Кисломолочный напиток армянского происхождения, изготавливаемый из кипячёного молока коров, овец, коз, буйволов или их смеси.
Технологическая стратегия взаимообучения «Зигзаг»
Данная стратегия была разработана американским доктором философии по психологии Стэнфордского университета Э. Аронсоном. Она помогает систематизировать и обобщить учебный материал объёмной темы в ходе самостоятельной работы обучающихся в разных кооперативных и экспертных группах. Учитель заранее делит текст на несколько смысловых фрагментов, количество которых соответствует числу членов кооперативных групп.
В контексте упражнений для предмета «Технология», она включает в себя следующие этапы:
1.       Объединение в кооперативные группы по количеству текстов (смысловых блоков темы);
2.       Работа с текстами различного содержания в каждой кооперативной группе;
3.       Чтение каждым обучающимся своего текста, отличного от текстов других обучающихся; краткие записи или перевод текста в графическую форму (например, в схему или кластер).
Примерное задание:
Класс разбивается на команды (число команд варьируется по количеству парт в одном ряду), после чего учитель раздаёт тексты, посвящённые технологии приготовления разных блюд из макаронных изделий.
Задача: кратко законспектировать рецепт и написать технику безопасности для каждого из этапов приготовления блюда.
Подводя вышеизложенное к логическому завершению, можно сделать вывод о том, что разработка комплекса упражнений требует существенных педагогических и интеллектуальных усилий от учителя, причём если планируется применять данный комплекс в нескольких классах параллели, то приходится решать педагогическую задачу варьирования содержания заданий в разных классах во избежание их повторения.
Чтобы создать комплекс упражнений, необходимый для изучения определённого раздела, педагогу требуется не только досконально изучить изложенный в учебнике материал, но также создать условия для расширения познавательных интересов обучающихся. Когда же заинтересованность в изучаемом предмете возрастает, у учеников появляется стимул для самообразования, так как в процессе выполнения упражнений у них появляется возможность применить свои знания непосредственно на практике.

Библиографический список

1.       Система упражнений - Понятие «упражнение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.dioo.ru/sistema-uprazhneniy.html (дата обращения 26.04.2021).
2.       ФГОС. Концепция технологического образования. Примерная программа по технологии. Методические рекомендации [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://sites.google.com/a/shko.la/technology/standart-2010-goda-primernye-programmy-po-tehnologii (дата обращения 26.04.2021).
3.       Клепиков В.Н. Отчуждение современных детей от школьных знаний: возможно ли что-то сделать? // Школьные технологии – 2018. – № 1. – С. 9–15.
4.       Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990. – С. 147.
5.       Хачатрян Э. В. Конструирование урока на основе концептуальной технологической карты // Педагогика. 2015. N 4.
2021