Актуальные вопросы дошкольного образования

Кодаш А. Н., Ващенко Т. В. Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия в подготовитель- ной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Традиции казаков» с элементами художес

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Цель: Формировать у детей знания о культуре, традициях, обычаях кубанского народа. Учить создавать узоры по мотивам Петриковской народной кубанской росписи.
Коррекционно-образовательные задачи:
Формировать и обогащать представления о кубанских традициях и жизни казаков. Обогащать словарь детей новыми словами. Расширять кругозор воспитанников.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать познавательный процесс, умение наблюдать и анализировать. Развивать декоративное творчество у дошкольников. Развивать чувство ритма, цвета. Закреплять умение создавать декоративный узор на листах, силуэтах (рушник, фартук, сундук, шкатулка). Познакомить с разными видами мазка – растяжение цвета с помощью яичного желтка при изображении бутона «травки-бегунка», листьев, точек-бусинок.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, обычаям и традициям.
Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, хата, рушник, бурка, самовар, ухват, кочерга, чапельник, чугун, мазок, колорит, цветовой тон, колер.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, образцов узоров Петриковской росписи. Знакомство с элементами народной росписи. Вырезание заготовок для росписи (рушник, фартук, шкатулка, сундук).
Оборудование: фонограмма «Кубань – ты наша родина», мультимедийная презентация, иллюстрации, образцы узоров Петриковской росписи; бумага, силуэты рушника, фартука, шкатулки, сундука; акварель, гуашь, баночки с водой, несколько кисточек разного номера; яйцо, фарфоровая чашка, тарелочка для палитры, салфетки.

Ход занятия

Дети заходят под фонограмму «Кубань ты наша родина».
Учитель-логопед:
Заветы старины в семье казачьей
Хранились свято испокон веков.
Обычай хлебосольства куреней богатых
Прославил Край родных отцов.
Заботливо хозяйка домом управляла,
Растила по старинке своих детей.
Работы все в полях справляла,
Кормила, холила коней...
Вы, наверное, уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить.
Дети: Да, о казаках и их традициях.
Учитель-логопед: Правильно. Да, мы живем в благодатном и красивом крае. Наша Кубань богата традициями, обычаями, обрядами и промыслами, которые сохраняются и бережно передаются из поколения в поколения. Какие вы знаете традиции или обычаи?
Дети: Уважительное отношение к старшим, к женщине (матери, сестре, жене), почитание гостя, честность, щедрость, доброта, храбрость, трудолюбие.
Учитель-логопед: Предлагаю вам вспомнить, что мы знаем о жизни казаков, я буду называть несколько похожих слов, а вы выбирайте те, которые относятся к казакам.

Д/и «Не ошибись»

- жильё казаков: замок, курень, хата
- посуда казаков: самовар, глэчик, кастрюля
- еда казаков: пицца, борщ, вареники
- одежда казаков: бурка, джинсы, папаха
- оружие казаков: автомат, пистолет, шашка
- занятие казаков: рыболовство, земледелие, плавание на корабле
-предметы быта: рубель, рушник, телефон.
Педагог: Здорово, как много вы уже знаете о жизни Казаков. А сейчас мы с вами узнаем о традиции украшения убранства казачьей хаты.
Желание казака украсить свой дом, было связано не только с его эстетическими потребностями, но и традициями и поверьями о том, что дом свой и себя можно обезопасить и защитить от злых духов, порчи, нечистой силы, если нанести магические знаки на посуду, одежду, стены жилища.
Педагог: Ребята, посмотрите на эти красивые узоры с ярким колоритом. Колоритом называют сочетание цвета. Именно такой узор называют «кубанской народной росписью». Этот вид на Кубань пришел с Украины из села Петриково. Казакам так сильно понравился этот узор, что они расписывали ворота, ставни, стены комнат, русскую печь и посуду. В мотивах росписи использовали растительный (цветы, листья) и животный (петушки, голубки) орнамент. Отсюда и название – Петриковская роспись.
Педагог: Вы знаете ребята, к сожалению сейчас стены в домах не расписывают, да и хат не осталось. И мы можем познакомиться с оригинальной Петриковской росписью только на рисунках или фотографиях. Дети, вы хотели бы научиться рисовать такие красивые узоры?
Дети: Да.
Педагог: Одном из основных элементов Петриковской росписи считается мазок зернышко.
Учитель-логопед: Дети, а давайте поиграем в игру «Родственные слова». Образуем из слова «мазок» новые слова (измазаться, мазать, помазать, намазать, вмазаться, вмазывать, вымазать, вымазаться, вымазывать, вымазываться, домазать, замазалась).
Педагог: В изобразительном искусстве мазок – это след, оставленный от скользящего или простого прикосновения материала к поверхности. Мазок – маленькая частичка пятна. Особенно интересным и необычным будет мазок тогда, когда мы в краску добавляем яичный желток.
Учитель-логопед. А сейчас предлагаю немного отдохнуть и провести физминутку.
Физминутка.
Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)
Распускают лепестки. (Начинают медленно вставать)
Ветерок чуть дышит, (Раскрывают руки над головой)
Лепестки колышет. (Раскачиваются)
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки. (Руки вниз)
Головой качают, тихо засыпают. ( Медленно принимают исходное положение)
Педагог: А сейчас мы будем учиться выполнять элементы Петриковской росписи. Подходите к моему столику. Сначала мы размочим краски, чтобы кисточке было легче работать. И разделим белок от желтка на красивую фарфоровую тарелочку.
Педагог: Держать кисточку надо так, чтобы усик «зернышка» был перпендикулярный к линии. Возьмите свои кисточки и попробуйте. При этом корпусом кисточки надо нажимать так, чтобы мазок имел форму капли воды.

Дети присаживаются на свои места и самостоятельно выполняют упражнение «травка-бегунок».

По обе стороны вертикальной линии под острым углом они рисуют «зернышко», располагая мазок против мазка. Этот рисунок напоминает элементы Петриковской росписи – травку.
Педагог: Молодцы, ребята. Какие красивые и выразительные у вас получаются мазки-травинки на одинаковом расстоянии друг от друга.
Педагог: А теперь давайте выполним упражнение «начало цветка-бутон». Из двух мазков «кривое зернышко» делайте полураскрытыми «цветок-бутон». Будьте внимательными: мазки соединяйте округлой частью так, чтобы усики тянулись с одной точки. В этом упражнении необходимо обратить внимание на композицию. Дети у нас получилась композиция, т.е. из двух кривых зернышек получился бутон. Это и есть начало цветка. Все запомнили?
Дети: да.
Педагог: А теперь приступайте к рисованию.
Самостоятельная работа детей
Педагог: Дорогие ребята, наши работы по декоративному рисованию по народной Петриковской росписи дополнят и украсят уголок по изобразительному искусству. Очень красивые кубанские узоры получились, спасибо!
Учитель-логопед: Скажите, ребята, что нового сегодня вы узнали? (ответы детей)
- Что больше всего вам понравилось, запомнилось? (ответы детей)
2020-12-22 16:03 2020