В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей трансляция «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная грамотность традиционных методов обучения. Применение информационных технологий в преподавании географии стало необходимо - большая половина детей имеет персональные компьютеры, они активно используют их в подготовке домашних заданий и выполнении творческих работ. Компьютер должен стать незаменимым помощником учителя. [1]
В школе созданы достаточные технические условия для перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий. В моем распоряжении персональные компьютеры, мультимедийный проектор, электронные образовательные продукты, интерактивная доска, сеть Интернет. В системе своей работы я перенесла акцент от «знаниевой» системы обучения к «деятельной», поэтому на первый план выдвигаю формирование у учащихся следующих умений и навыков [3,4]:
· Планирование собственной деятельности;
· Поиск информации, необходимой для решения задач;
· Проектирование и построение информационных моделей;
· Инструментирование всех видов деятельности с использованием современных технических средств
По мере работы над проблемой я сделала вывод, что все дидактические части урока могут быть компьютеризованны (осуществляться полностью или частично с помощью и при поддержке компьютерных средств). Система организации и применения различных методов поисковой (учебно-исследовательской) деятельности, организованная мною на основе информационных технологий, способствовала созданию учащимися проектов, что формирует компетентности в сфере социально-трудовой деятельности. Применение компьютера позволяет обучению учащихся накапливать и анализировать информацию, систематизировать факты, создавать исследовательские проекты и качественно их подавать.[2] Использование поискового метода обеспечивает современные требования к развитию личности обучающихся, учитывает их индивидуальные интересы и способности, создают условия для их максимального развития в соответствии с познавательными и профессиональными намерениями. Одним из средств ИТ, используемых на моих уроках, является интерактивная доска. Благодаря работе с ней периоды напряженного умственного труда и волевых усилий чередуется с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия, что положительно отражается на учебной деятельности. Интерактивную доску я использую для решения учебных проблем, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них.[3,4]
По данным моей методики проведения уроков географии было проведено анкетирование среди 5-х, 7-х и 9-х классов нашей школы (132 ученика):
· 94% отмечают, что использование компьютера оживляет восприятие материала;
· 97% выделяют возможность доступности получения различной информации;
· 86% считают, что использование компьютера способствуют проявлению творческих способностей;
· 91% отмечают объективность оценивания
Таким образом, я считаю, что такой метод, как применение информационных технологий на уроках географии, является наиболее эффективным на данный момент. В своей дальнейшей деятельности я предполагаю продолжить работу по использованию компьютера на своих уроках.
Используемая литература:
1. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии. География в школе 2003, №8.
2. Екшибарова, Н.А. Формирование информационной культуры учащихся в процессе обучения географии. / География в школе №4. 2006.
3. Инновационный опыт работы педагогов Аксайского района: Сборник материалов. Выпуск 2-Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2009-151 с.
4. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса./ Нии школьных технологий, 2006.
89613264230, obukhovaalena19@gmail.com