Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Жиличева С. Н. Виды чтения в современной школе

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


 Как известно, на определенном этапе своего развития человек соотносится с внешней действительностью не напрямую, а через систему внутренних представлений о ней, прежде всего оперируя внутренними образами, звуками, чувствами. Микростратегия понимания смыслового фрагмента текста во многом помогает раскрыть динамику операций в мыслительном плане действия. Сегодня обучение в школе построено на достаточно стандартных действиях, которым детей обучают ещё в начальной школе: чтение, письмо, заучивание. В средней школе, давая задание на уроке, мы, учителя, исходим из того, что все эти действия обучающимися усвоены. В ходе работы нам становится понятно, что не всем ученикам удается выполнять эти задания эффективно. Тут же возникает вопрос: почему? Стало понятно, что умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Ведь человек, который умеет вдумчиво, осознанно читать текст, развивает свои мыслительные способности, повышает свою мотивацию к обучению.
 Одним из важнейших этапов в работе по обучению школьников умению читать является ознакомление школьников с различными видами чтения и формирование у них соответствующих коммуникативно-речевых умений, поскольку подлинной грамотностью следует считать не только умение читать без ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой родной речи. В этом нам и помогают разные виды чтения. Учитель понимает, что умелый читатель проявляет гибкость в процессе чтения: он сознательно избирает определенный вид чтения в зависимости от задачи, стоящей перед ним.
 Существуют различные виды чтения (ознакомительное, поисковое, аналитическое и др.), но, на мой взгляд, в школьной практике мы чаще всего прибегаем к ознакомительному и изучающему чтению. Конечно, обучающиеся должны понимать разницу между данными видами, так как это позволит ученикам совершенствовать свои читательские способности, поможет выработать у них стремление при чтении текстов различного характера действовать осознанно и целенаправленно. В этом им должен помочь учитель. Это непростая задача для предметника. Учителю необходимо показать основные признаки ознакомительного и изучающего (аналитического) чтения, так как учащийся должен понимать, что использование того или иного вида чтения зависит от характера конкретной задачи, которую решает читатель в данный момент. Если ему нужно отобрать книги для подготовки сообщения или бегло ознакомиться с характером текста, то нужно использовать ознакомительное чтение. Если читатель знает, что именно эту книгу ему нужно проанализировать для получения новой информации, чтобы осмыслить факты или явления, он использует изучающее чтение. Систематизировать данные сведения и представить их наглядно помогут таблицы и схемы о чтении, в которых обязательно должны быть освещены вопросы о характере чтения: читать книгу или нет, для кого она написана, в чем замысел автора? Отвечая на вопросы, школьники обобщают новые для них знания и обращаются к своему читательскому опыту. Важно, чтобы на базе усвоенных теоретических сведений ученикам предлагалось выполнить ряд заданий практического характера, помогающих определять виды чтения в реальной речевой ситуации.
 Одним из важнейших видов чтения является аналитическое чтение. Овладение приемами изучающего чтения способствует формированию умения самостоятельно и эффективно работать с учебным текстом. Эти приемы обеспечивают глубокое проникновение в текст, его более полное и целенаправленное осмысление, более прочное запоминание. На основе умений, связанных с осмыслением прочитанного, реализуются речевые жанры (доклад), жанры письменных работ (реферат, рецензия), ведь личностно-ориентированная модель образования предполагает самостоятельный поиск ученика и его самостоятельные открытия. Для нас, учителей литературы, по–прежнему одной из самых важных и трудных задач является приобщение учащихся к книге, к тексту художественного произведения. Мы понимаем, что должны помочь своим ученикам сформировать вкус к чтению, развить их способность читать осмысленно и с удовольствием, развивать их читательскую грамотность.
 Сегодня в школе развитие читательской грамотности является важнейшей составной частью работы по приобщению обучающихся к литературе как искусству слова, пробуждению у них интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста. Читательскую грамотность нужно развивать на каждом уроке и всегда необходимо помнить, что активная мыслительная работа при изучающем (аналитическом) чтении начинается на первом этапе знакомства с книгой (текстом), перед чтением. Учителю важно перед чтением текста обратить внимание обучающихся на название книги, попросить их проанализировать внешние данные книги, попытаться предугадать содержание и смысл текста. В ходе такой работы (беседы) учитель выделит главное, поможет школьникам обобщить их читательский опыт. Очевидно, что осознание текста начинается с постановки предварительных вопросов перед его чтением и продолжается с помощью вопросов, возникающих по ходу чтения. Эти вопросы обеспечивают поиск существенного, направляют и организуют его. Все это помогает школьникам лучше усваивать программный материал, повышает их общую коммуникативную культуру. Данная деятельность ведет к выполнению основной цели – развитию у обучающихся интереса к литературному чтению как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе. Для учителя литературы это, практически, задача-максимум. Поэтому нам очень важно понять, как ребёнок пришел к книге, как он её читает, как осмысливает прочитанное и использует в дальнейшей работе – при обсуждении на уроке или при написании творческой работы.

Библиографический список

1.Ипполитова Н. А. Обучение школьников разным видам чтения. Ознакомительное чтение. РЯШ. – 1997. - № 1. – С. 9.
2. Ипполитова Н. А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение. РЯШ. – 1999. - № 1. – С. 3.
2021