Информационные технологии в современном образовательном процессе

Глухих О. М. Использование приложения Microsoft Teams при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf



Настоящее время по праву считается информационным, в связи с чем происходит изменение требований к современному человеку. Обществу нужны образованные, самостоятельно мыслящие, умеющие принимать обоснованные решения, осуществлять поиск и обработку информации, критическое ее осмысление люди. Именно поэтому в Федеральных государственных образовательных стандартах указаны требования к активному использованию информационно-коммуникационных технологий.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. Необходим инструмент создания учебных материалов, инструмент эффективной доставки образовательного контента до учащихся с целью повышения качества преподавания.
Лицей информационных технологий №28 города Кирова является участником мирового проекта Microsoft showcase school, который объединяет школы, внедряющие новейшие технологии в целях улучшения образовательного процесса. Педагоги лицея активно применяют в своей деятельности пакет приложений Microsoft Office 365, запуская процессы цифровой трансформации образования.
В рамках организации подготовки к ЕГЭ по русскому языку на курсах подготовки к поступлениям в высшие и средние учебные заведения, работающих в лицее, я использую сервис Microsoft Teams, который позволяет сделать обучение в микрогруппах более естественным и оперативным, так как предполагает применение возможностей обычного мессенджера, дополненных образовательным контентом. Использование данного сервиса осуществляется в рамках опытно-экспериментальной работы лицея.
Перед любым педагогам при подготовке обучающихся к итоговой аттестации встаёт несколько задач:
1.       доступность теоретических материалов (возможность использования в любое время в любом месте);
2.       концентрация всех видов работ обучающихся в одном месте (возможность мониторинга образовательных результатов);
3.       открытость процесса подготовки к ЕГЭ для родителей (возможность отслеживать успех и неудачи детей);
4.       организация продуктивной совместной работы (ничто не заставляет так задуматься над результатами своего труда, как возможность сопоставить их с результатами чужой деятельности).
Кроме того, не стоит забывать о том, что эффективным изучение любого предмета становится тогда, когда занятие приносит удовольствие, является интересным и захватывающим. «Хорошо учится тот, кто хочет учиться».
Сегодня нам приходится иметь дело с учениками века компьютерных технологий. Им зачастую недостаточно книг и простого общения. Им необходимы современные гаджеты, Интернет и мобильный учитель, владеющий современными технологиями.
Для решения вышеобозначенных задач как нельзя лучше подходит Microsoft Teams - единое пространство, в котором есть всё необходимое для совместной работы. Приложение предоставляет следующие возможности:
1.       Организация групповых бесед с обучающимися для оперативной обратной связи. Причём ответить на заданный вопрос может не только педагог- создатель чата, но и любой член образовательной команды, что выводит общение обучающихся на новый уровень. Кроме того, общая беседа избавляет от необходимости отвечать на одинаковые вопросы.
2.       Создание и размещение документов для совместной работы обучающихся. Например, тексты с ошибками, подлежащие правке, в которые каждый член команды вносит свои исправления. Данный вид работы учащимися выполняется на занятии с последующим обсуждением результатов и возможностью коррекции не только своих недочётов, но и недочётов одноклассников. Организация работы с документами совместного доступа активизирует командную познавательную деятельность учащихся, повышает их ответственность за результат.
3.       Создание записной книжки Class Notebook, которая служит хранилищем теоретического материала, тестов, контрольных работ и эссе учащихся.
- записная книжка позволяет размещать любые типы образовательного контента в виде текстов, графиков, таблиц, видео/аудио файлов и фотоматериалов, что делает подготовку учащихся к ЕГЭ более интересной и продуктивной, позволяя учитывать психологические особенности восприятия информации;
- в ней также есть страницы для осуществления совместной работы, на которых обучающиеся видят не только результаты своих трудов, но и продукт деятельности одноклассников, имея возможность оценить свой уровень подготовки к экзамену в сравнении с другими членами команды. На страницах совместного доступа учащиеся в микрогруппах работают над созданием сочинения ЕГЭ. В рамках организации данного вида работы стараюсь учитывать составляющие элементы сотрудничества, обозначенные в рамках курса «Компетенции 21 века», представленного Microsoft:
1.       Учащиеся работают вместе, если в рамках проекта они, действуя в парах или группах: обсуждают проблему, вопрос, задание; решают проблему; создают новое (некий продукт или знание). При этом учащиеся общаются не только лично, но и с помощью технологических средств. 
2.       На учащихся лежит совместная ответственность за достижение общего результата.
3.       Учащиеся вместе принимают ключевые решения, им приходится решать важные вопросы, от которых зависит дальнейший ход совместной работы.
4.       Работа учащихся носит взаимозависимый характер, так как для ее успешного выполнения требуется вклад всех учащихся.
- страница Заметки о занятии позволяет разместить рекомендации педагога для конкретного учащегося, не делая замечаний во время занятия, что позволяет сохранить эмоциональную стабильность подростка даже в случае неудачи.
4.       Использование приложения Forms, которое позволяет сделать проверку всех видов работ оперативной: проверка осуществляется автоматически, указывается время выполнения и процент выполнения заданий. На основе данных составляется диаграмма как по отдельному обучающемуся, так и по группе в целом. Кроме того, возможно создание домашних заданий с четким ограничением по времени выполнения, напоминания о которых учащиеся получают в общей беседе приложения.
Совместная работа обучающихся является одним из важнейших элементов деятельности в ходе учебного занятия. Современные технологии позволяют организовать совместную работу неограниченного количества участников. Наличие единой цели и общей мотивации, объединение обучающихся и согласованное выполнение действий в едином пространстве позволяет достигнуть результативного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Данные умения становятся необходимостью для представителя молодого поколения, так как жизнь предъявляет сегодня к человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и успешно осуществлять взаимодействие с окружающими.

Библиографический список

1.       Реформатика 2. Инструменты и сценарии: практики применения ИКТ в современной школе / составитель: Ильченко О. А. - Корпорация Microsoft, cop. 2017. - 176 с.
2.       Родина Е.В. Основные характеристики нового качества образования при переходе на стандарты третьего поколения [Текст]// Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012г) – СПб: Реноме, 2012. – С. 357-359.
2021