Актуальные вопросы дошкольного образования

Прощенко Н.С. Воспитание нравственных чувств у детей школьного возраста посредством проведения досугов

Библиографическое описание:
Прощенко Н.С. Воспитание нравственных чувств у детей школьного возраста посредством проведения досугов // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

Введение. Чувство представляет собой один из видов эмоционального состояния человека; оно, как правило, отражает отношение человека к какому-либо явлению, объекту окружающей действительности. Особой формой чувств являются нравственные (моральные) чувства. Это чувства, которые переживает человек при восприятии окружающей действительности, ее явлений, и их сравнении с теми нормами, которые выработаны и приняты в обществе. Как утверждал отечественный ученый, философ Д.С. Шимановский, нравственные чувства – это некая форма эмоциональных переживаний, которая отражает отношение человека к своей и чужой деятельности, поведению [22].

Нравственные чувства формируются и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни, воспитания, в частности, нравственного, которое начинается со школьной ступени обучения.

Нравственное воспитание – один из неотъемлемых аспектов, оказывающих влияние на личностное развитие. В процессе нравственного воспитания ребенок знакомится с нравственными нормами, которые являются основой для дальнейшей деятельности; они позволяют ребенку понимать правильность тех или иных поступков, соответствуют ли они определенным нормам. Нравственные нормы по праву можно назвать значимым аспектом сосуществования людей в обществе, ведь благодаря им совершаются поступки в соответствии с совестью, человечностью, справедливостью.

Нравственное воспитание входит в структуру духовно-нравственного воспитания.

С.Б. Рябчикова, С.А. Синягина и А.Д. Шарова считают, что духовно-нравственное воспитание – это «целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, который направлен на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей» [18, с. 259].

Понятие «духовно-нравственное воспитание» складывается из таких понятий как «духовность» и «нравственность». Рассмотрим их.

К.А. Абульханова-Славская в своей работе определяет духовность как творческую деятельность по самоосуществлению [4]; Л.И. Божович рассматривает данное понятие как особый вид сознания, связанный с мировоззрением [6]; В.И. Зинченко считает, что духовность – это потребность и деятельность по самопознанию и саморазвитию [10].

Что касается сущности понятия «нравственность», то в словаре С.И. Ожегова нравственность рассматривается в качестве внутренних духовных качеств, которыми руководствуется человек. Кроме этого, нравственность представляет собой этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами [13].

Как уже отмечалось выше, нравственное воспитание начинается с дошкольного возраста. В статье 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что целью дошкольного образования является развитие не только физических, интеллектуальных, личностных и эстетических качеств, но и нравственных качеств [1].

Другим нормативно-правовым актом, который подчеркивает актуальность проблемы нравственного воспитания, является утвержденная Правительством Российской Федерации в 2015 году Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [3]. Согласно Стратегии, первостепенной задачей в сфере воспитания детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [3, с. 1].

Многие практикующие педагоги и психологи отмечают, что эмоциональная сфера, в частности чувства, наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте. Именно поэтому необходимо осуществлять активную работу именно в этом возрасте.

По нашему мнению, одним из средств развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста являются досуги, которые реализуются путем организации музыкального воспитания в ДОО (в соответствии с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие») [2]. Досуги в жизни дошкольников – яркие и радостные события, которые оказывают благоприятное воздействие на эмоциональную сферу детей, на их чувства, на их сознание. Но важна правильная организация, проведение досугов.

Целью исследования является изучение особенностей проведения досугов для детей дошкольного возраста с целью воспитания нравственных чувств.

Теоретическая база исследования. Вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста уделяли внимание зарубежные и отечественные ученые в сфере психологи. Среди зарубежных психологов можно выделить Ж. Пиаже[16], Л. Колберга [25], а среди отечественных– С.Г. Якобсона [24], Е.В. Субботского [20], Л.И. Божович [5], Д.Б. Эльконина [23].

В работах зарубежных исследователей были рассмотрены вопросы нравственного развития с точки зрения развития и формирования моральных суждений детей.

Так, исследование Ж. Пиаже касалось вопроса формирования умозаключений детей по поводу различных нравственных норм, которые предъявляли детям путем рассказов или же в ходе наблюдения за игровой деятельностью. Кроме того, Ж. Пиаже изучал и сам процесс морального развития ребенка. По его мнению, моральное развитие – это процесс адаптации ребенка к требованиям, предъявляемым социальной средой. Помимо всего прочего, он отмечал наличие некоторой связи между уровнем развития интеллекта ребенка и развитием у него моральных чувств: по его мнению, в основе развития как интеллекта, так и нравственности лежит изменение схем поведения – способов реагирования ребенка по отношению к определенным ситуациям и эти схемы постоянно воспроизводятся и переносятся на иные ситуации.

Работы отечественных ученых были посвящены этическим представлениям детей.

Так, Д.Б. Эльконин утверждал, что первичные этические представления у детей возникают в процессе усвоения определенных образцов поведения. С ними ребенок знакомится в ходе взаимодействия с окружающим миром, в частности, со взрослыми. Дети подражают взрослым; подражание проявляется в форме сюжетно-ролевой игры. Именно в сюжетно-ролевой игре дети выстраивают взаимоотношения на основе нравственных норм. Кроме того, Д.Б. Эльконин считал, что этические представления появляются у детей на этапе перехода от раннего детства к дошкольному возрасту.

В педагогической науке проблему нравственности изучали И.Г. Песталоцци [15], Н.И. Пирогов [17], В.А. Сухомлинский [21], П.Ф. Каптерев [11] и другие выдающиеся ученые. Все эти педагоги проблему нравственности рассматривали применительно к процессу воспитания детей и придавали нравственному воспитанию первостепенное значение.

Результаты и их обсуждение. Как утверждают Э.В. Соколов [19], А.Ф. Воловик и В.А. Воловик [7], И.А. Новикова [12], досуг – это возможность, которая предоставляется человеку, заниматься в свободное время различной деятельностью, что позволяет человеку удовлетворить свои интересы и потребности.

Если рассматривать досуг применительно к дошкольному образованию, то он позволяет реализовать возможности свободного времени детей путем практического их вовлечения в различные виды культурно-досуговой деятельности [9]. По мнению М.Б. Зацепиной, сфера досуга в ДОО должна быть сферой культурного времяпрепровождения детей, которая способна трансформировать нравственные знания в нравственные убеждения детей, а нормы и принципы – в нормы и принципы сознательного социально значимого поведения детей [9].

Нами были проанализированы программы дошкольного образования на предмет содержания досуговой деятельности в ОУ. Так, анализ программы дошкольного образования Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы» [14] и программы Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцевой «Детство» [8] позволил нам сделать вывод, что в ДОО активно реализуется огромное количество видов досуговой деятельности: отдых, развлечения, праздники, творчество и др. Однако большинство из них не направлены на воспитание нравственных чувств у детей.

Мы считаем, что наибольшим потенциалом в воспитании нравственных чувств у детей дошкольного возраста обладает такой вид досуга как развлечение. Однако для того чтобы они действительно способствовали нравственному воспитанию и развитию детей, важно осуществлять подбор действенных методов, а также осуществлять правильную работу по организации.

Так, досуги необходимо проводить один раз в неделю; длительность развлечения должна составлять от 30 до 50 минут, что обусловлено возрастными особенностями детей. Кроме того, важно, чтобы работа по организации развлечений должна равномерно распределяться между воспитателем, музыкальным руководителем, детьми и родителями (если это необходимо). Планирование развлечений осуществляет воспитатель ДОО и музыкальный руководитель. Это позволит разнообразить планируемое мероприятие.

Важно помнить, что организация и проведение досуга базируется на составлении сценария, в котором последовательно раскрываются все шаги. Работа над сценарием начинается с определения темы и идеи. При этом важно, чтобы идея была донесена до каждого воспитанника ДОО; она должна проходить через все содержание мероприятия. Далее выбирается сюжет, на основе которого уже подбирается материал сценария. Кроме того, при разработке сценария важно, чтобы каждый эпизод был связан с последующим, чтобы действие развивалось по нарастающей линии в эмоциональном ключе. При разработке того или иного эпизода важно помнить, что он должен обладать своей внутренней логикой построения, т.е. каждый эпизод должен представлять сценарий в миниатюре. Кроме того, необходимо помнить, что действие должно быть подведено к кульминации, в котором и отражается идея всего сценария. Также следует при разработке сценария не пренебрегать и заключительной частью: воспитатель должен помнить, что эта часть – проявление активности всех участников.

Перейдем к методам, которые можно использовать при проведении досугов в целях воспитания нравственных чувств у дошкольников. Так, можно применять метод контрастного сопоставления музыкальных произведений. Данный метод заключается в том, что дети, совместно со взрослыми, анализируют музыкальные произведения, которые предполагают противопоставление человеческих качеств, которые, например, отражают добро и зло. К таким произведениям можно отнести произведение П.И. Чайковского «Баба-Яга» и С. Прокофьева «Золушка».

Возможно и использование метода инсценировки песен, которые носят в себе духовно-нравственное содержание. Путем передачи характера музыки в движениях и анализа того или иного музыкального произведения, позволяют сформировать у детей необходимые нравственные качества.

Имеет место и другие методы: беседы, художественное слово.

Также важен и выбор персонажей для развлечений. Педагогу нужно помнить, что для детей является важным положительный герой, а отрицательные герои всегда подбираются исключительно с поучительной целью.

Кроме того, важно после проведения досугов с детьми проводить беседы, позволяющие закрепить полученные знания, представления.

Проанализируем, действительно ли досуги обладают высоким потенциалом в воспитании нравственных чувств у детей дошкольного возраста. Нами было проведено эмпирическое исследование по проблеме организации и проведения досугов в ОУ в целях воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста. Данное исследование проводилось в три этапа: на первом этапе нами была проведена диагностика уровня сформированности нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста; на втором этапе нами были реализованы досуги; на третьем этапе была проведена оценка эффективности проведенной работы путем повторной диагностики.

В целях диагностики нами была выбрана и применена методика Р.Р. Калининой под названием «Закончи историю». Суть данной методики состоит в том, что педагог рассказывает детям 4 истории, а задача детей – закончить их. Работа осуществлялась индивидуально с каждым ребенком.

Интерпретация результатов осуществлялась в соответствии с разработанными автором методики уровня сформированности нравственного развития: критический уровень; оптимальный уровень; допустимый уровень; высокий уровень.

По результатам первичной диагностики нами были получены следующие результаты. Они представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень сформированности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста (по результатам диагностики по методике Р.Р. Калининой).

Итак, мы видим, что у большинства учеников ОУ (53,3%) наблюдается допустимый уровень нравственного развития. В ходе проведения диагностики дети называли нравственную норму и верно оценивали поведение, но никак не мотивировали свою оценку. У 33,4% детей мы выявили высокий уровень нравственного развития. Дети называли нравственную норму, верно оценивали поведение детей и мотивировали свою оценку, то есть дети глубоко осознают нравственные нормы. Оптимальный уровень нравственного развития был выявлен у 13,3% воспитанников. Они давали оценку поведения детей (например, «Гуля поступила хорошо»), но оценку не мотивировали, и не могли сформулировать нравственную норму.

Далее нами было проведено несколько досугов, направленных на формирование чувства долга, ответственности, справедливости. В ходе работы нами были использованы такие методы воспитания нравственных чувств как метод инсценировки песен, беседы; были подобраны определенные персонажи. Детям данные мероприятия были интересны; они проявляли достаточно высокую активность.

После этого нами была проведена повторная диагностика с использованием аналогичной методики. Нами были получены следующие результаты. Они представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень сформированности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста (по результатам диагностики по методике Р.Р. Калининой).

Итак, по результатам повторной диагностики мы отметили положительную динамику в уровне сформированности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Допустимый уровень нравственного развития был выявлен у 66,7% воспитанников ДОО (против 53,3% по результатам первичной диагностики); высокий уровень нравственного развития не изменился; допустимый уровень не был выявлен.

То есть, можно сказать, что досуги, их правильная организация, правильный выбор методов способствует воспитанию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Выводы. Таким образом, досуги при правильном подборе методов работы являются эффективным средством воспитания нравственных чувств у детей дошкольного возраста. Так, при организации и проведении досугов можно активно применять метод контрастного сопоставления музыкальных произведений, метод инсценировки песен, беседы, художественное слово. Кроме того, важен и выбор персонажей для развлечений. Проведенное нами эмпирическое исследование позволило подтвердить тот факт, что досуги, их правильная организация, правильный выбор методов способствует воспитанию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.03.2022)

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/ (дата обращения: 25.03.2022)

3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6/ (дата обращения: 25.03.2022)

4. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 160 с.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва: Питер, 2008. – 398 с.

6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды / Л.И. Божович. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – 349 с.

7. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга: учебник / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. – Москва: Флинта, 1998. – 232 с.

8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 321 с.

9. Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2009. – 71 с.

10. Зинченко, В.И. Деятельность. Знание. Духовность / В.И. Зинченко // Высшее образование в России. – 2003. – №5. – С.86-91.

11. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев. – М.: Педагогика, 1982. – 704 с.

12. Новикова, И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США (традиции и современность): автореф. дис.... д. пед. наук / И. А. Новикова. – СПб., 1992. – 36 с.

13. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Мир и образование, 2015. – 1375 с.

14. От рождения до школы. Инновационная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва: Мозаика-Синтез, 2020. – 368 с.

15. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения / И. Г. Песталоцци; под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. – М.: Педагогика, 1981.

16. Пиаже, Ж. Моральное суждение у ребенка / Ж. Пиаже. – Москва: Академический проект, 2006. – 448 с.

17. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. – 752 с.

18. Рябчикова, С.Б. Духовно-нравственные традиции русской культуры: метод. пособие / С.Б. Рябчикова, С.А. Синягина, А.Д. Шарова. – Ярославль, 2009. – 442 с.

19. Соколов, Э.В. Свободное время и культура досуга / Э.В. Соколов. – Ленинград: Лениздат, 1977. – 207 с.

20. Субботский, Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения / Е.В. Субботский // Вопросы психологии. – 1981. – № 2. – С.68–78.

21. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1979-1981.

22. Шимановский, Д. С. Моральное самосознание: этико-философский аспект / Д. С. Шимановский. – Киев: Вищашк.: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1986. – 141 с.

23. Эльконин, Д. Б. Психология развития: учебное пособие / Д. Б. Эльконин. – Москва: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.

24. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г. Якобсон. – Москва: Педагогика, 1984. – 143 с.

25. Kohlberg, L. The development of children's orientations toward a moral order /L. Kohlberg// Vita Humana. – 1963. – № 6. – P. 11-35.
2023-10-24 14:38 2023