НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Калмычина Н.В., Олемская Н.В. Технологическая карта занятия «Химия в языке»

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


Предмет: Химия и Русский язык
Класс: 8 класс
Тип занятия: обобщение и закрепление знаний
Тема: Химия в языке.
Цели: создать условия для повторения и обобщения изученного ранее материала по темам «Атомы химических элементов» (химия) и «Нормы ударения», «Безударные гласные в корне слова», «Удвоенные согласные», «Простое предложение» (русский язык)
Задачи: способствовать осмыслению роли языковых единиц в изучении химии.
Планируемые результаты: Предметные: обобщить знания обучающихся о строении атома, химической связи, закрепить понятие электроотрицательности, повторить ЗУН учащихся о механизмах образования различных видов химической связи; развивать навыки составления электронных и структурных формул соединения, объяснения механизма образования различных видов химической связи; формировать умение работать с ПСХЭ Д.И.Менделеева; закрепить орфографический и синтаксический разборы, знания орфоэпических норм, учиться работать со словарями.
Личностные: формирование учебной мотивации; формирование адекватной самооценки; необходимость приобретения новых знаний; формирование навыков культуры межличностного общения и навыков собственной речевой культуры; обогащать словарный запас обучающихся в предметной области «Химия»; воспитывать аккуратность оформления письменных заданий и ответственность за грамотное оформление своей речи.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: развивать познавательную активность учащихся, умение обобщать и делать выводы при изучении и закреплении материала; самостоятельно формулировать тему урока; определять и формулировать цель деятельности на уроке; работать по алгоритму в соответствии с правилами по усвоению химических понятий и нормами русского языка.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; проводить анализ учебного материала; извлекать информацию, представленную в разной форме; формулировать конечный результат.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь точно и грамотно выражать свои мысли; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать знаково-символические записи химических понятий.
Ожидаемые результаты обучения: Связь химии с русским языком.
Основные понятия: Атом, химическая связь, электроотрицательность, орфограмма, предложение, нормы ударения, синтаксический разбор.
Ресурсы: ресурсы интернет; задания на карточках по группам; тексты для физкультминутки.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в группе, индивидуальная, самостоятельная работа, тестирование.
Технологии: Обучение в сотрудничестве, проблемное обучение

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Организационный этап
Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания

Включаются в начало урока. Выполняют самооценку готовности к уроку.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок
Учитель химии: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас в хорошем настроении. Надеюсь, что оно сохранится у вас до конца урока.

Определение себя как участника совместной с учителем деятельности

2. Проверка домашнего задания

Комментирует работу учеников. Задает наводящие вопросы
Отвечают на работы учителя, выполняют работу по проверке домашнего задания
Учитель химии: Чтобы сегодняшняя работа успешно прошла, нам необходимо вспомнить основные понятия темы «Атомы химических элементов». Это поможет нам в дальнейшем применить теоретические знания на практике. Предлагаю провести разминку. (Учитель раздает на каждый стол вопросы разминки, а затем учащиеся на них отвечают).
Вопросы разминки:
1.Что такое химическая связь?
2.Что показывает № группы?
3.Сколько валентных электронов в атоме Са и N?
4.Какие виды химических связей вы знаете?
5. Химическая связь, образуемая за счет образования общих электронных пар называется ………
6.Ионная связь это … … 7. Каково строение атома.
8. что такое изотопы
9. Что такое ЭО?
10 ЭО в периоде слева направо ………, в группе сверху вниз … … … 11. Какие частицы называют протонами
Повторяют основные понятия изученной темы
Взаимодействие с учителем во время фронтальной работы

3. Мотивация обучающихся к учебной деятельности

Организовывает условия для определения проблемы, мотивирует к высказыванию своего мнения. Вместе с обучающимися определяет цель урока, акцентирует внимание на значимости темы урока
Отвечают на поставленный вопрос, высказывают свое мнение
Учитель русского языка: Добрый день, уважаемые восьмиклассники. Вы очень удивлены моим появлением на уроке, подумав, наверное, что произошло изменение в расписании. Но это не так. Сегодня с вами на уроке будут работать два учителя. Вы спросите: почему? Чтобы найти ответ, я предлагаю обратить ваше внимание на слова эпиграфа к сегодняшнему уроку:
Даже если вы ничего не понимаете в химии, лежа в ванне, вы обязательно полностью прочитаете состав шампуня на оборотной стороне. (Алексей Калинин, художник)
- Объясните значение эпиграфа. О чем пойдет речь на сегодняшнем необычном уроке?
(Обучающихся нужно подвести к следующему ответу: речь пойдет о роли языковых единиц в изучении науки химии. Языковые единицы помогут нам при желании познать основы любой науки, химии в том числе).
Определяют роль языка в учебной деятельности человека
Выделение и формулирование познавательной цели.

4. Актуализация знаний, формулировка темы и целей урока
Контролирует ответы учащихся. Ставит проблемный вопрос, подводит учащихся к формулированию выводов. Организует самостоятельную работу
Выполняют задания в группах, формулируют выводы по проделанной работе
Учитель русского языка: А теперь я предлагаю продолжить разминку и закрепить знания основных химических терминов данной темы, теперь с точки зрения русского языка. Выполните задания и сделайте вывод о значении орфографии и синтаксиса в изучении химии. (Работа в группах)
1.        Найдите ряд слов, в котором пропущена а) гласная е; б) гласная О; в) гласная а; г) удвоенная согласная. Запишите ряды слов, вставляя пропущены буквы. 1)В…лентный, …зот, з…ряд 2)К…валентная, п…лярная, из…топы, пр…тоны, м…лекула 3)Эл…мент, н…йтроны, эл…ктроны, м…таллический 4)Криста…ы, мета…ическая, ио…ая, электро…ая, ма…овая
(При выполнении задания эксперты из сильных учащихся прибегают к помощи орфографического словаря или сайта «Грамота.ру» при проверке работы группы)
Представитель группы должен сказать о необходимости грамотного оформления химических терминов на письме как неотъемлемом качестве культуры научной речи
2. Запишите предложения, выполните синтаксический разбор предложения и объясните знаки препинания: 1) Ионная связь – это связь между ионами, осуществляемая электростатическим притяжением. 2) Различают четыре вида химической связи: ковалентная полярная, неполярная, ионная и металлическая.
3. Запишите предложения, выполните синтаксический разбор предложения и охарактеризуйте типы основы и виды сказуемого: 1)Номер группы показывает число электронов на внешнем уровне. 2)Протоны – положительно заряженные частицы.
Представитель группы должен сделать вывод о том, что многообразные синтаксические конструкции: причастные обороты, однородные члены предложения, разные виды сказуемых в простом предложении - помогают точно и разнообразно раскрыть основные химические понятия
Повторяют орфограммы корня, повторяют алгоритм ситаксическо-го разбора

Самоопределение,
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Мотивация к изучению предмета.
Организация своей учебной деятельности
Умение работать со справочной литературой и с электронными ресурсами сети Интернет
5. Обобщение и систематизация знаний

Организует самостоятельную и фронтальную работу, контролирует ответы учащихся
.
Учащиеся выполняют задания, высказывают предположения, оценивают ответы сверстников, предположения.

Учитель химии: Молодцы! Отлично справились. Мы повторили основные понятия и определения и теперь приступим к главным вопросам темы, выполнив несколько заданий, после чего напишем самостоятельную работу. По нашему плану задания будут посвящены строению атома химических элементов, определению видов химической связи в веществах
(Индивидуальная работа у доски). Задание 1. Записать строение атомов для следующих химических элементов: хлор, калий, варий. Задание 2. Показать механизм образования связи в веществах формулы, которых KCl, O2, H 2S.
В это время проводится следующая фронтальная работа: учитель показывает классу карточку с формулой вещества, учащиеся определяют, какой вид связи присутствует в этом веществе. Ответ учащихся проверяется по структурной формуле:CO 2, Fe, N 2, NH3, CaCl 2, K 2O, HF, KI, O F 2.
Учитель русского языка: А теперь настало время немного отдохнуть и размяться. (На слайде размещаем тексты стихотворных строчек для разминки и команды для выполнения определенных физических упражнений)
1.Учитель мой дневник взялА
И опрос свой началА... (обучающиеся хором скандируют строчки, затем поднимают руки вверх 4 раза)
2.Прежде чем, как дед, ворчАть,
Нужно повторять начАть. (выполняют повороты туловища влево и вправо 4 раза) 3. Тогда я смог понЯть —
Все формулы не воспринЯть. (выполняют наклоны вперед 4 раза) 4. Учебник химии необходИм,
Быстрее всё мы повторИм… (выполняют вращения головы влево и вправо 4 раза) 5. Я ужасно удивлЁнный: Материал не повторЁнный (выполняют 4 шага на месте)
Строение атома, уметь определять виды связи и механизм образования связи в веществах, соблюдать орфоэпичес-кие нормы русского языка
Управление поведением партнера, контроль и коррекция, оценка действий партнера. Планирование своей деятельности, применение способов решения, прогнозирование результата. Развитие логического мышления

7. Применение знаний и умений в новой ситуации

Организует работу над решением учебной задачи с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений

Индивидуальная работа. Самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на проверку знаний по изученной теме. Групповая работа. Работа учащихся, направленная на поиск информации.

Учитель химии: Настало время проверить себя без помощи группы, предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. (тест по вариантам, см. приложение 1,)
Учитель химии: Для тех, кто справился, представляем творческое задание. Предлагаем сыграть в «Крестики-нолики» (см. приложение 2).
Умение решать учебные задачи
Закрепление навыков и умений, полученных в изучении темы, применять алгоритмы при поиска ответа на вопросы.
Поиск и отбор необходимой информации. Учиться работать индивидуально и в группе
8. Рефлексия

Учитель предлагает оценить свою деятельность и материал урока с точки зрения эмоционального и содержательного характера
Дети оценивают происходившее на уроках, свою работу, деятельность всего класса и отдельных групп
Учитель русского языка: В конце урока хочется предложить вам выразить свое впечатление от сегодняшнего урока в форме синквейна.
1-я строка – два ключевых слова «Химия» и «Язык», определяющие содержание занятия;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих связь двух школьных наук;
3-я строка – три глагола, обозначающих ваши действия в рамках урока;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть происходящего сегодня;
5-я строка – синоним ключевого слова – пожелание сверстникам (существительное)
Умение анализиро-вать учебную ситуацию урока

Умение адекватно принимать причины успеха (неуспеха) в условиях определенной деятельности

9. Домашнее задание
Дает комментарий к домашнему заданию
Учащиеся записывают в дневники задание
1)       повторить п. 10-14, подобрать 3 высказывания известных ученых-химиков о русском языке (химия)
2)       подобрать 3 высказывания известных писателей и поэтов о химии (русский язык)
Понимать сущность основных понятий при изучении школьных наук
Уметь работать с разными источниками информации

Библиографический список

1) О. С. Габриелян. Химия. 8-й класс. М.: «Дрофа», 2017
2) Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова. Русский язык. Практика. 8 класс. М.: «Дрофа», 2017

Приложение 1

«Атомы химических элементов»

8класс

Вариант 1.

1. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 4:
а) Mg; б) Si; в) Cl; г) S.
2. Атомы каких элементов легко отдают электроны, превращаясь в положительно заряженные ионы
1) С 2) Li 3) Ва 4) Р
3. Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне:
а) 14; б) 18; в) 8; г) 24.
4. Формула вещества, образованного металлической связью:
1) О3; 2) S8; 3) С; 4) Са.
5. Укажите пару веществ, образованных только ковалентной связью.
1) P2O5 и Р4 2) СаС2 и СО2 3) О2 и KF 4) СаО и N2O5

«Атомы химических элементов»

8класс

Вариант 2.

1. Атомы каких элементов могут принимать электроны, превращаясь в отрицательно заряженные ионы
1) Са 2) Na 3) F 4) Br
2. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 8:
а) Na; б) P; в) Al; г) Ar.
3. Формула вещества, образованного ковалентной неполярной связью
1) Вг2; 2) КС1; 3) SО3; 4) Са.
4. Максимальное число электронов на четвертом энергетическом уровне:
а) 14; б) 32; в) 26; г) 18.
5. Связь между калием и хлором в хлориде калия
1) ковалентная неполярная 3) ковалентная полярная
2) ионная 4) металлическая

Приложение 2

Игра «Крестики - нолики».

1.       Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ с ионной связью.
I вариант II вариант

NH3

Ca S

MgCl2

 H2O

KCl

O2

 Na2O

SO2

BaF2


Mg

CuS

H2S

KF

Na2S

BaO

Na3N

CO2

PH3


2. Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ с ковалентной неполярной связью.
I вариант II вариант

Ca

I2

H2O

 CaO

Cl2

HBr

 CaCl2

O2

ClF


Br2

NO2

CO2

Na2O

O2

HCl

H2O

CuCl2

N2


3.       Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ с ковалентной полярной связью.
I вариант II вариант

SCl2

H2

MgO

NaCl

HF

HBr

SO3

Cl2

NH3


Br2

O2

CO2

Na2O

HCl

NO2

N2

KI

H2O

2019