Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Бызова Л.В. Развитие конструктивного праксиса и гнозиса с помощью счетных палочек у детей раннего возраста


Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf

«Развитие конструктивного праксиса и гнозиса с помощью счетных палочек у детей раннего возраста»
Праксис (от греч. praxis - действие) - способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану.
Гнозис (греч. gnosis - познавание, знание) - это способность узнавать предметы по чувственным восприятиям. Например, человек не только видит, но и узнает ранее виденные предметы.
Конструктивный праксис – способность осуществлять восприятие пространства и выполнять оптико-пространственные действия.
Игры со счетными палочками способствуют формированию у ребенка пространственно-образного мышления, развивают глазомер, что позволяет ребенку научиться правильно рассчитывать длины и расстояния.
Детям раннего возраста необходимо предлагать крупные, двух-трехгранные счетные палочки, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.
Вариантов игр со счетными палочками много, и зависят они от возраста, уровня подготовки и мелкой моторики ребенка.
В работе с детьми раннего дошкольного возраста существует три этапа работы. Первый этап – работа с 2 палочками. Второй этап – работа с 3 палочками. Третий этап – работа с 4 палочками.
На каждом этапе работы, необходимо применят три формы работы.
Первая – работа по подражанию, вместе со взрослым. «Делай как я!»
Вторая – по образцу. На листе бумаги рисуем схему 1:1 и даем выкладывать счетные палочки по рисунку. Или предлагаем ребенку образец, собранный за ширмой. «Сделай такой же!»
Третья – по представлению. После того, как малыш будет уверенно собирать фигуры, глядя на картинку, можно переходить к сбору рисунка по памяти. Для этого надо попросить ребенка собрать фигуру.
Переход на следующий этап осуществляется, когда ребенок собирает фигуры по памяти.






Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками.
2019