НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Прошина О. В., Окунь С. Б., Воистинова Т. М. Развитие умственных способностей у старших дошкольников через знакомство с основами финансовой грамотности

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


Актуальность
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике – это финансовое просвещение детей. Сегодняшние дети – это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. В современном мире ребёнок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «деньги», «цена» и прочее.
Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей. В нашей работе мы использовали программы по экономическому развитию дошкольников (авторы А.Д Шатова, Ю.А. Аксенова, И.Л. Кирилов). Чем раньше начинается обучение детей азам финансовой грамотности, тем быстрее формируется культура их разумного финансового поведения и тем безопаснее и благополучнее складывается их дальнейшая жизнь. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на ему понятном языке.
Работая по данной теме, мы видим, что это не дело одного дня, а целенаправленная и систематически спланированная работа.
Цель нашей работы с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению состоит в следующем: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
-         формировать основы финансовой грамотности дошкольников;
-         развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
-         содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
-         развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
-         развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять словарный запас;
На первом подготовительном этапе нашей работы мы изучили методическую, энциклопедическую литературу. Информировали родителей о планировании работы с детьми по данной теме и провели анкетирование. Подобрали художественную литературу, мультфильмы по теме.
Следующий этап работы состоял из ряда мероприятий:
-         экскурсии с детьми в магазин, к банкомату, на почту, рассматривание рекламы на баннерах;
-         чтение с детьми произведений А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», К. Чуковского «Чудо дерево», Э. Блайтон «Приключения Нодди в игрушечном городе», Е. Ульевой «Откуда берутся деньги. Энциклопедия для детей», Т. Поповой, А. Булавкиной «Волшебный банкомат»;
-         просмотр мультфильмов: «Уроки тётушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино. Клад»;
-         Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта»;
-         Дидактические игры: «Кто кем работает?», «Разложите товар», «Что важнее», «Всё по полочкам», «Много-мало»;
-         НОД «Как приходят деньги?», «Реклама вокруг нас», «Путешествие в сказочную страну Финансов», «Цветик-семицветик», «Семейный бюджет».
Мы считаем, что поставленные цели в нашей работе были достигнуты. У детей сформировались представления о том что:
·          Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
·          Деньги любят счёт.
·          Финансы нужно планировать.
·          Сначала зарабатываем – потом тратим: чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
·          Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
Мы будем продолжать и дальше работать над формированием основ финансовой грамотности у дошкольников.
2021