Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf
Актуальность и значимость предпринятого исследования обусловлены тем, что перемены, происходящие в современном обществе, требуют определенных целей формирования читательского интереса младших школьников в процессе выполнения творческих заданий. Вопрос о формировании интереса к чтению был поднят в России еще В. Г. Белинским. В.Г. Белинский не только дал в своих статьях образец искусства чтения, но и указал на необходимость овладения этим умением всей читающей публикой. Его призыв был подхвачен передовой педагогической общественностью середины и конца 19 века. Об этом свидетельствует опыт учителей – словесников В.Я. Стоютина, В.И. Водовозова, В.П. Острогорского, опиравшихся в читательском развитии детей на опыт чтения В.Г. Белинского. «Он вдохнул - живую душу в школьную схоластику» - говорил Острогорский. Если передовые педагоги стремились придать чтению детей творческий характер, то официальная школьная методика оставалась в те годы в рамках объяснительного чтения. Система объяснительного чтения, направленная на толкование отдельных слов художественного произведения, мешала целостному восприятию прочитанного и не вызывала у школьников интереса к чтению. К концу 19 века в России создалась кризисная ситуация с детским чтением, подобная той, которую мы переживаем сегодня. Выход из неё наметился к началу 20 века, когда на помощь школе пришла теория творческого чтения, на основе которой разрабатывалась методология и соответствующая методическая система. Идея творческого чтения нашла теоретическое обоснование в трудах российских учёных Н.А. Рубакина, Л.С. Выготского, А.А. Потебни.
Интерес к этой проблеме проявили и философы. В 1916 году вышла в свет книга Н.А. Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», в котором косвенно были затронуты и вопросы творческого чтения.
Что касается методической системы, то она получила наиболее полное воплощение в книге профессора языковеда С.И. Абакумова, изданной в 1925 году, которая так и называлась – «Творческое чтение». Автор вывел проблему из академических рамок и перевёл её в практическое русло. Он обосновал, раскрыл и претворил в жизни целый перечень методов развития творческого чтения у детей разного возраста. Среди них устное словесное рисование, выразительное чтение, театрализация, сочинение – размышление, творческий пересказ, читательский дневник.
В школьной педагогике система чтения выразилась в опыте учителя – словесника 30 – 40 – х годов М.А. Рыбниковой. В 60 – 80 – е годы создают свои работы профессионалы: И.Н. Тимофеева, Л.А. Виролайнен, О.Ф. Хузе, Л.И.Беленькая.
Творчество является одной из самых сильных мотиваций человека – потребность в самореализации. На первый взгляд, кажется, что читающий человек ничего не создаётся, а лишь воспринимается творчество писателя. Но это не так. Просто мало кто задумывается, какие творческие процессы совершаются в его сознании, когда он читает. «Чтение – это жизнь произведения в осознании читающего человека» - писал А.М. Левидов.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что во взглядах современных исследователей детское чтение воспринимается как педагогический процесс, направленный не только на приобщение детей к книге, а еще и на привитие любви к книге, на глубокий анализ прочитанного, что способствует развитию эстетического чувства и формированию нравственного сознания читателей.
Педагогической проблемой является приобщение к чтению детей младшего школьного возраста. Современными исследователями рассматриваются разные подходы приобщения к чтению учащихся. Е. Н. Тимофеева указывает подход через изучение биографий писателей. З. И. Романовская считает, что резервы устранения перегрузки программ по литературе в старших классах следует искать на уроках чтения в младших классах, Н. Н. Койкова-Подшивалова и Е. Л. Николаева – в контексте внеклассного чтения; С. А. Икрамова, Л. И. Орлова – через выразительное чтение; И. Г. Жукова – средствами этнопедагогики; С. В. Евтюшкин, Е. С. Салахутдинова, О. В. Шурпан – в процессе обучения чтению; И. П. Сметанкина – посредством чтения научно-популярной литературы о природе.
Исследование Т. Г. Галактионовой дает обобщение теоретических научных подходов по проблеме изучения интереса к чтению. Автором выделяются следующие характеристики, имеющие значение для приобщения к чтению:
• приобщение к взаимодействию и общению в социальной группе, опосредованной чтением;
• стремление и способность решать личностные и социально значимые проблемы средствами чтения;
• стремление к саморазвитию в аспекте чтения [1].
Основываясь на вышеизложенный анализ научно-теоретической литературы, можно сказать, что диапазон исследований многогранен. Приобщение к чтению ребенка посредством усиления роли в данном процессе семьи, библиотеки, школы для расширения предметного поля можно считать положительной тенденцией современного образования.
Если обратиться к историческому прошлому методики обучения, можно увидеть, что самостоятельная работа в качестве предмета для первой ступени обучения отражается в трудах К. Д. Ушинского. Он и его последователи (Н.Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, В. И. Водовозов, Н. А. Корф, Д.И. Тихомиров) раскрывали и выявляли отдельные аспекты обучения, а также описывали такие приемы преподавания, которые помогают формировать самостоятельную деятельность обучающихся.
К. Д. Ушинский высказал свои принципиальные подходы к решению данной проблемы настолько ярко, определенно и убедительно, что с ними невозможно спорить. Он утверждал: «Прежняя схоластическая школа взваливала весь труд учения на плечи детей … Следовавшая, затем школа ударилась в другую крайность: она взвалила весь труд на учителя, заставляя его развивать детей так, чтобы для них это развитие не стоило никаких усилий. Новая школа требует, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал» [2].
Самой важной задачей, по мнению К. Д. Ушинского, является приучение ребенка к самостоятельной работе и к самостоятельной беседе с книгой, которая перед ним раскрыта. По его словам, необходимо не только приучить ученика к беседе с книгой, но еще и развить охоту к этой беседе [2].
Если же у ребенка не формируется умение задавать вопросы при чтении книги, то он не включается в решение этой задачи. Следовательно, основываясь на рассуждения К. Д. Ушинского, можно утверждать, что самостоятельность при работе с текстом осуществляется через разумную беседу с книгой. Не менее важным является изучение проблемы самостоятельной работы обучающихся при работе с произведениями, которая освещается в трудах выдающегося методиста конца XIX – начала ХХ века Д. И. Тихомирова, который раскрывает сущность самостоятельного чтения. По его словам, умение читать самостоятельно заключается в осознанном восприятии мысли и впечатления, составляющими содержание произведения, что и служит в дальнейшем аспектом самообразования школьника с помощью процесса чтения [3].
Автор не говорит о том, как без помощи учителя повысить самостоятельность ребенка при работе с текстом. Но когда он об этом говорил, особого мира детской книги для просвещения ребенка не существовало. Предложенная теория в системе подготовки читателя обозначалась как модель деятельности с книгой учителя и обучающегося, основанная на анализе типа деятельности квалифицированного читателя.
М. И. Оморокова считает, что интерес к чтению будет возникать тогда, когда у читателя будет сформирован навык осознанного чтения и развиты мотивы учебной деятельности. По мнению автора, в контексте общей задачи развития ребенка, начальная школа должна участвовать в формировании сознательного читателя, который проявляет интерес к процессу чтения и владеет не только прочными навыками чтения, но и способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой [4].
Одной из важнейших задач учителя начальных классов является формирование интереса к чтению, потребность в чтении. По требованиям ФГОС недостаточно умения только читать. Нужно уметь определять тему и основную мысль текста, современный урок литературного чтения должен быть направлен на развитие у детей эстетических способностей и эмоциональной отзывчивости.
Не менее важным является факт ограниченности круга детского чтения только произведениями школьной программы. И задача учителя заключается в том, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы возрастал интерес к чтению и книгам.
Современный учитель должен понимать, что чтение с мотивацией к любознательности и целенаправленному интересу будет являться педагогически организованным процессом, направленным на развитие желания и интереса к процессу чтения и урокам литературного чтения.
Уметь читать в широком смысле этого слова — значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл… Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное», - говорил великий педагог К. Д. Ушинский.
Игровая деятельность в младшем школьном возрасте остаётся одной из ведущих. Поэтому одной из наиболее продуктивных для развития читательского интереса форм является организация литературных праздников и литературных игр.
Литературная игра. Игра с текстом, цель которой преобразовать существующий или создать новый текст. Смысл литературной игры заключается в том, что необходимо узнать художественное произведение по отдельным отрывкам. Можно воссоздать строки и строфы, по заданным словам, поставить и разгадать каверзные вопросы по прочитанным произведениям, отгадать имена литературных героев, фамилию автора, название книги и произведения по серии вопросов, воспроизвести героев и книги по описанию.
На уроках литературного чтения важно практиковать разнообразные виды творческих работ.
Рецензирование детьми созданных рисунков.
Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делают это так: каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
* школьники обмениваются рисунками;
* получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
* сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником. Данный вид заданий лучше начинать использовать с 3 класса, когда учащиеся более осознанно читают текст.
Работа с кроссвордами.
Наиболее эффективным заданием творческой работы является составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение. Начиная с 3 класса, с помощью родителей учащиеся проявляют свои умения в составлении кроссвордов по прочитанным произведениям. Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.
Составление викторин. Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей.
Составление сказочных объявлений и телеграмм.
Есть компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение. Воображение – основа любого творчества. Большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.
Одним из видов игры является составление сказочных объявлений и телеграмм. Учитель стимулирует творчество детей. Так, учитель может спросить, какое объявление может дать Мальвина, ослик Иа-Иа, Медведь или Маша, доктор Айболит, дед Мазай, Дениска и его мама; кто дает данную телеграмму? Это чрезвычайно важная работа, несмотря на видимость шуточности, поскольку она требует от ребенка выявления определенной сюжетной линии литературного произведения. («Ищу свой хвост», «Учу детей грамоте», «Лечу зверей и птиц») или нравственной коллизии («Жду гостей на свой день рождения», «Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр» и т.д.). Дети с большим удовольствием сами составляют сказочные объявления и телеграммы, оформляют их и предлагают своим одноклассникам.
Главной задачей учителя начальных классов является – научить младшего школьника читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить его к миру книг и тем самым способствовать развитию читательского интереса. Работа по развитию читательского интереса у младших школьников должна проводиться своевременно и систематически. Представленные формы и приемы способствуют формированию устойчивого читательского интереса младших школьников; умению работать с литературой определенного рода; умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение; формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Библиографический список
1. Галактионова, Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования [Текст]: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т. Г. Галактионова; Санкт-Петербург. РГПУ им. А. И. Герцена – Санкт Петербург, 2008.
2.Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения: 2 т. Т. 1 / К. Д.Ушинский. – М.: Педагогика, 1974. – 638 с
3. Тихомирова, И.И. Детское чтение: тенденции и противоречия / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. – 2008. - № 3. – С. 62-66.
4. Оморокова М.И. Основы обучения чтению / М.И. Оморокова, М.С. Васильева, Н.Н. Светловская. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 128 с.