Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Исакова О. В. Конспект занятия для 1-го класса на автоматизацию звука [С] в словах

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


Цель: закрепление правильного произношения звука [С] в словах.
Задачи:
-автоматизация звука [С] в словах.
- воспитание самоконтроля во время произношения звука;
- развитие органов артикуляции;
- развитие дыхательного аппарата;
- развитие мелкой моторики;
- развитие фонематического процесса.
Оборудование: индивидуальное зеркало, конверт с картинками для артикуляционной гимнастики, Свистелочка-кукла из бумаги, три разноцветных круга (красный, желтый, зеленый), цветок ромашка для автоматизации звука в словах, клей.
Лингвистический материал: Собака, слон, солома, сумка, сушка, сом, сани, ручка, машина, солнце, снег, сосулька, сова, сапог, сумка, сазан, самокат, сосуд, самолет, совок.

Ход занятия

Организационный момент
Логопед: Рома, здравствуй, садись, пожалуйста. Я рада видеть тебя. К тебе на урок пришла Свистелочка. Она приготовила для тебя интересные задания. Будем с ней играть?
Ребенок: будем.
Логопед: давай попробуем догадаться с каким звуком будем работать. Послушай стихотворение:
Стеклянный стакан, сковородка, кастрюля,
Столовый сервиз, красивый поднос,
Солонка, маслёнка — всё это посуда.
И мисочка с супом, что любит Барбос.
Собака съест суп и хвостом завиляет,
А после обеда с миской играет.
Какой звук встречается часто?
Ребенок: звук [С]
Основная часть
Логопед: Вот первое задание. Оно находиться в этом конверте. Возьми его и открой. Что там лежит?
Ребенок: там лежат картинки.
Логопед: это не просто картинки. В них зашифрованы упражнения для язычка и губ. Давай попробуем их разгадать. А Свистелочка будет за нами наблюдать.
Что изображено на первой картинке?
Ребенок: на первой нарисован птенчик.
Логопед: верно. Давай превратимся в птенчика. Для этого тебе надо растянуть губы в улыбке и удерживать их в таком положении некоторое время. Зубы сомкнуты.
Логопед: что изображено на второй картинке?
Ребенок: кошка.
Логопед: посмотри внимательно это кошка, которая сердиться. Посмотри как она выгнула спинку. Давай теперь превратимся в сердитую кошечку. Этой кошечкой будет твой язычок. Упрись кончиком языка в нижние зубы, и удержи в таком положении пока я буду считать до 5.
Логопед: Что на третьей картинке?
Ребенок: кошка, которая есть.
Логопед: превращаемся в эту кошку. Представь что ты жуешь хлеб. Медленно жуешь. А теперь представь, что пришла чужая кошка и хочет отнять хлеб. Жуй быстрее. (Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями)
Логопед: что на последних картинках?
Ребенок: нарисованы кошки, которые смотрят в разные стороны.
Логопед: она смотрит нет ли где поблизости чужой кошки, которая хочет съесть ее хлеб. Превращаемся в эту кошку. посмотри налево, а теперь на право. выполнить упражнение 5-10 раз.
Логопед: молодец! Хорошо постарался! Размял губки, язычок. И теперь переходим к другим заданиям. Свистелочка приготовила для тебя следующее задание. Возьми эти картинки. Тебе нужно будет выбрать те в названии, которых есть звук «С». (Собака, слон, солома, сумка, сушка, сом, сани, ручка, машина.) После того как ребенок отобрал картинки, логопед просит назвать каждую картинку.
Логопед: Рома, ты любишь отгадывать загадки?
Ребенок: очень люблю.
Логопед: Свистелочка это знала, поэтому приготовила для тебя загадки.
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы.
(санки)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
(собака)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
(солнце)
Растет она вниз головою,
не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
(сосулька)
Белый камень во рту тает.
(сахар)
Бел, да не сахар
Ног нет, а идет.
(снег)
Логопед: молодец, отгадал все загадки, которые приготовила Свистелочка. А теперь она предлагает поиграть с пальчиками. Повторяй за мной.
Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка. (соединить разведенные ладони)
На скамейке сидит кот, (указательный и средний поднять вверх)
Он нам песенки поёт. (пошевелить поднятыми пальцами)
Логопед: посмотри что тебе принесла Свистелочка, пока играли с пальчиками. Что это?
Ребенок: цветок ромашка
Логопед: правильно. Но посмотри все лепестки от сильного ветра разлетелись. Тебе нужно приклеить лепестки на свои места. Но перед тем как приклеить нужно назвать, что нарисовано на лепестке (сапог, сумка, сазан, самокат, сосуд, самолет, совок).
Логопед: молодец! ты отлично справился. А теперь Свистелочка предлагает следующую игру. Посмотри на эти картинки, назови их (собака, сушка, сом, сова). Запомни картинки. А теперь закрой глаза. какая картинка пропала? (Логопед убирает одну из картинок).
Логопед: Свистелочке нравиться с тобой играть. А теперь встань. Сейчас будем задувать свечу. Подними руки вверх и соедини ладошки. Это горит свеча. А теперь давай задуем свечу. Дуй на пламя. Молодец! (повторить упражнение 3 раза)
Логопед: молодец, задул свечу. Я предлагаю тебе сделать следующее задание. Тебе нужно будет разложить картинки в кармашки. В зависимости от того где стоит звук [С]. ( Сани, собака, оса, кокос, сук, сок, масло, каска)
Ребенок: Сани – звук стоит в начале слова значит ставим в первый кармашек и т.д.
Логопед: Молодец, справился с заданием. А теперь попробуй назвать звуки в словах по порядку (Сани, сок, кокос, сова, собака)
Ребенок: С-А-Н-И и т.д.
Логопед: Давай попробуем прочитать слоги. (Са, со, су, сы). И Записать их в тетрадь. Но перед тем как заисать, давай вспомним как писать звук [С]
Ребенок: руку не отрываем.
Логопед просит написать букву в воздухе, а потом в тетради.
Итог занятия
Логопед: Рома, вспомни, что мы сегодня делали?
Ребенок: Читали, писали, определяли где стоит звук в слове.
Логопед: оцени, как ты сегодня работал. Перед тобой лежит 3 разноцветных круга. Красный означает работал активно, выполнил все упражнения. Желтый работал хорошо, но нужно постараться в следующий раз. И зеленый значит работал не активно, много допускал ошибок.
После того как ребенок оценил свою работу, логопед оценивает работу ребенка.
Логопед: Рома, ты сегодня активно работал, выполнил все упражнения. Порадовал меня и нашу гостью Свистелочку. Давай попрощаемся с ней и скажем ей до новых встреч.
Список использованной литературы:
1.       И.Н.Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. Москва «Гумманитарный издательский центр ВЛАДОС»1997 257с.
2.       Е.В.Колесникова От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. М.Издательство «Ювента» 2007 64с.
2021