НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шакирова Д.Г. Эстафеты как средство физического воспитания и физического развития дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Современные учёные и специалисты-практики рассматривают систему физического воспитания дошкольников, как один из потенциалов целостного гуманистического воздействия на личность, обеспечивающего реализацию права каждого ребёнка на постоянное и максимально полное физическое развитие.
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения сейчас находится в центре внимания. Очень важной составной частью гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребёнка остаётся всё меньше времени для подвижных игр, прогулок. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и коллективными) негативно сказываются, как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.
Игра, является ведущей деятельностью ребёнка в дошкольном возрасте. Она предполагает осознанное воспроизведение навыка движений, является средством гармонического развития ребёнка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния. При проведении с детьми занятий по физическому воспитанию и физическому развитию, очень важно добиваться того, чтобы подвижные иг­ры, элементы спортивных игр и различные физические упражнения приносили детям радость, что­бы у них появилось желание самостоятельно организо­вывать различные игры. С этой целью необходимо шире включать в занятия и досуг детей эстафеты.
Что же такое эстафеты? Это одна из разновидностей подвижных игр командного характера. В эстафетах команды детей состяза­ются между собой в преодолении различных препятст­вий, в быстром и рациональном решении двигательных задач. Эстафеты характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды, которые приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.
Эстафеты носят коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.
В эстафетах свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его, что способствуют самопознанию.
Кроме того, эстафеты вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Говоря о влиянии эстафет на умственное развитие, следует отметить, что они вынуждают мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, эстафеты создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.
Да и сами дети проявляют большой интерес к эстафетам. Их увлекает разнообразие движений в одной игре - пробежать, перенести, перелезть, проползти, пройти по скамье, и т. д., которые носят соревновательный характер. В старшем возрасте они уже достаточно хорошо владеют основными движениями, а эстафеты построены на знакомом материале.
Эстафеты создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игр, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Ситуации в игровой деятельности, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование.
Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.
В каждой эстафете, в зависимости от ее слож­ности, содержится три, пять и более знакомых детям видов основных движений, в определенном сочетании, что одновременно способствует решению ряда задач:
-закреплению и совершенствованиюдвигательных навыков;
- развитию умения ориентироваться в пространстве;
- развитию физических качеств.
Также, они направлены на решение основных задач:
- формирования правильного отношения детей к физкультурным занятиям;
-формирования у детей жизненно важных двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья;
- формирования представлений о здоровом образе жизни;
- сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей;
- развития опорно-двигательного аппарата детей;
- развития эмоционально-волевой сферы ребёнка;
- воспитания морально-волевых качеств детей;
Практически, все спортивные мероприятия в дошкольных образовательных организациях строятся на эстафетах: «Веселые старты», «День здоровья», «Мама, папа, я - спортивная семья» и т.д. Также спортивные развлечения проводятся с родителями (законными представителями), что носит не только показательный характер для детей, но и имеет большой, воспитательный эффект. Ведь на примере своих родителей дети учатся вести здоровый образ жизни, происходит формирование желания регулярно заниматься физической культурой.
Таким образом, эстафеты являются действенным средством разностороннего развития ребёнка в современных условиях.

Библиографический список.

Васильков Г. А., Васильков В. Г. От игры к спорту. – М.: Физическое воспитание, 1993.
Воронова - эстафеты для детей 5-7 лет: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2009.
Емельянова М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки /М. Н. Емельянова //Ребенок в детском саду. – 2007.
Степаненкова Э. Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников// Дошкольное воспитание. – 1995.
Степанкова и методика физического воспитания и развития ребенка. Учеб.пособие.- 2.- изд. испр. – М.: издательский центр «Академия», 2006.
dilischka@yandex.ru 8(912)-95-62830


2018