НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Юсова С.В., Мартынова Э.Н. Осень золото роняет

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


Организованная образовательная деятельность, видится нам как интегрированная деятельность педагога и воспитанника., а не предметное занятие как это было раньше. Практика показала возможным знакомить детей с миром природы в ООД, где основная роль отводится познавательному развитию, но при этом решаются и задачи речевого развития.
Важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, мог видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы. И здесь на помощь может прийти организованная образовательная деятельность ознакомление с миром природы, которое входит в образовательную область познавательное развитие, в сферу рассмотрения которого входят и естественные (природа), и общественные (население, хозяйство, социальные вопросы) объекты и явления.
Актуальность этих занятий определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речевой деятельности и ознакомлению с миром природы в средней группе.
1.Тема занятия «Осень золото роняет»
2. Программное содержание:
Образовательная задача:
-Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить, самостоятельно находить их, уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода.
- Продолжать учить различать лиственные растения.
Развивающие задачи:
- Развивать внимание и интерес к речи воспитателя, понимание речи, умение отвечать на вопросы развернутыми ответами, излагать собственные впечатления.
- Создать условия, для реализации имеющихся у детей познавательно - речевого потенциала.
- Содействовать желаниям детей высказаться, поддерживать разговор, проявить инициативу общения.
Воспитательные задачи:
- Воспитание уважительного отношения к мнению окружающих, умение выслушивать собеседника не перебивая его.
- Воспитывать интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой.
- Воспитывать бережное отношение к природе. Проявлять заботу о живых существах.
3. Методы и приемы:
- Сюрпризный момент;
- Проблемная ситуация;
- Художественное слово;
- ИКТ
- Использование наглядного материала и дидактических пособий;
- Рисование;
- использование музыки.
4. Индивидуальная работа:
Активизировать малоактивных детей
5. Словарная работа:
Активизировать словарь детей словами: плоды, желуди, крылатки, березовые сережки.
6.Материалы и оборудование:
- Осенние листья березы, клена, дуба;
- Плоды березы, дуба, березы
- Слайды с иллюстрациями.
Ход:
В. Ребята к нам сегодня из леса пришел Мишка, посмотрите он такой грустный. Он мне рассказал из-за чего он такой, а все потому что, в лесу, все говорят про осень и только он один не знает, что же такое осень. Поэтому он пришел к нам. Ребята, а мы поможем мишке? Расскажем ему про осень все, что мы знаем.
В. Сейчас тихонько садимся на коврик, я вам включу музыку, и вы услышите рассказ-загадку. Слушайте внимательно и попробуйте рассказать, о каком времени года пойдет речь. А ты Мишка тоже садись на стульчик и вместе с нами послушай рассказ. (рассказ читаю под музыку П.И. Чайковского из сборника «Времена года») - «В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям. Музыка останавливается.
Ребята, как вы думаете, о каком времени года идет речь в этом рассказе? А как вы догадались? Правильно, осень, молодцы. Что же изменилось в лесу с приходом осени? (Групповые и индивидуальные вопросы.) правильно. А сейчас, посмотрите пожалуйста на рисунки, с начало мы посмотрим картины про лето, а потом про осень и сравним наши ответы. Правильно ли мы мишке рассказали про осень.
Мы по рисункам видим, что лето у нас прошло, ведь на улице уже не так жарко, как летом, не цветут цветы, небо хмурое, и все листочки на деревьях стали разноцветные и начали опадать, летом они были зеленые, вокруг зеленая трава и цветут цветы. Значит у нас какое сейчас время года? Правильно. Осень.
А какие месяцы осени вы знаете? Правильно сентябрь, октябрь и ноябрь.
Ребята я хочу, чтобы мы мишке рассказали про каждый месяц осени. Подойдите, пожалуйста к мольберту, и мы вспомним, какая погода у нас была в сентябре. Посмотрите, на мольберте изображена осенняя погода.
- Как вы думаете по первому рисунку, что мы можем сказать, посмотрите внимательно, что здесь изображено.
- Деревья, на них листочки какого цвета? (зеленого и желтого цвета,) значит это осень, так же на рисунке светит солнышко, значит погода какая? (солнечная, ясная).
- На втором рисунке изображено что…? (Индивидуальный опрос.) правильно, здесь уже появились тучки, и идет дождь, а на третьем рисунке что изображено? какая погода?.., правильно ветреная погода.
А как вы догадались? Молодцы. Ребята мы с вами рассматривали, какая погода у нас была в сентябре, а теперь посмотрим, как же поменялась погода в октябре?
- Посмотрите на первый рисунок, что вы здесь видите. (Ответы детей.) Правильно такая же солнечная погода, но вы видите, как поменялись листочки на деревьях. Миша что же на этом рисунке по-другому? И также сравниваем с другими рисунками сентябрь и октябрь.
Молодцы, ну а после октября какой месяц у нас идет? Конечно же ноябрь. А как поменяется природа в ноябре, мишка наши детки сами нарисуют, садитесь за стол я раздам вам листочки, где нарисованы деревья, и вы должны дорисовать какие листочки должны быть на деревьях в ноябре, и останутся –ли листочки на деревьях или они все опадут, вы должны догадаться сами.
Молодцы, все дорисовали, ну а сейчас посмотрим на картину (Слайд Ноябрь) Ноября, и сравните свои рисунки, правильно ли вы нарисовали ноябрь.
Посмотрите внимательно, как изменилась природа в ноябре, если у нас в октябре на деревьях листочки еще не все опали, то в ноябре деревья у нас почти голые, все листочки лежат на земле, а иногда даже в ноябре выпадает снег.
Вот мишка, ты теперь понял, как погода меняется каждым месяцем осени. В сентябре листочки на деревьях зеленые и желтые, они только немного начинают опадать, а в октябре листочки на деревьях ребята уже какие?? (Красные, желтые, оранжевые.) И листочки начинают сильно опадать. Ну а в ноябре на деревьях листочков совсем не остается.
- Ребята, а как называется, когда с деревьев листочки падают. Правильно листопад.
А сейчас мы устроим небольшой листопад. Раскладываю листья на полу. Вот волшебница осень раскрасила каждый листик в свой цвет.
- Ребята найдите все листья березы и соберите их в желтую корзину и садитесь на стульчики. А как называются листья березы – правильно березовые. А какого цвета он стал? (желтого.)
- Послушайте, сейчас я вам расскажу про березу. Любит наш народ русскую красавицу и за красоту ее, и за пользу, которую он приносит. Много в лесу деревьев, и кажется, что из каждого можно сделать и стул, и скрипку. А нет! Каждое дерево особенно, его древесина для конкретного дела предназначена. Из березы делают лапти, корзину и даже посуду. Из прутьев его, вот из таких (показ прутьев) – метлы, прут березовый после высыхания не ломается. (Показ слайда). Посмотрите пожалуйста на рисунки. Вот что можно сделать из березы.
Вот, какую пользу для людей приносит береза. А знаете - ли вы почему береза белая? Белый цвет коры березы защищает его от жары, она больше всего дает жару в печи, и поэтому, когда топят печку, используют березовые дрова.
А теперь послушайте загадку, «темной он покрыт корой, лист красивый, вырезной. И на кончиках ветвей много - много желудей». Что это за дерево? Правильно это дуб. А живет дуб очень долго. Когда- то дубов было очень много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Но сейчас их осталось очень мало, потому что из дуба ребята делают мебель, потому что она очень прочная.
- Посмотрите какую мебель делают из дуба. (показ слайда). Ребята, а как называются листья у дуба. Правильно дубовые. А теперь найдите дубовые листья, и соберите их в синею корзину.
И конечно же самые красивые листья осенью у клена. А как называются листья клена конечно же кленовые. Соберите все кленовые листья и сложите их в зеленую корзину.
- Мишка ты видишь, как много наши дети знают про деревья, ты тоже теперь можешь в лесу рассказать своим друзьям про деревья какую пользу они приносят людям.
Ребята помните, мы с вами говорили, что растения живые. Они дышат, растут и размножаются т.е их становится много. А как вы думаете, как это происходит?
Подойдите к столу и посмотрите у меня здесь плоды деревьев. У березы – сережки, у дуба желуди, а у клена крылатки. И внутри каждого плода есть семена. И они падают на землю, и из него вырастает новое дерево.
- Ребята, скажите пожалуйста, какие деревья встречаются у нас на улицах города. (Тополь клен, береза). Люди в городах сажают такие деревья, которые быстро растут. А для чего нам необходимы деревья. Они очищают грязный воздух, и, если бы не было деревьев, нам было бы тяжело дышать. Поэтому к ним нужно относиться очень бережно. Ведь они нам очень помогают.
Посмотрите вот и мишка у нас стал радостным, ведь сколько всего нового и интересного мы сегодня рассказали ему про осень. И теперь в лесу он может все рассказать лесным жителям.
И так ребята, давайте вспомним, про какое время года мы сегодня с вами говорили? Какие осенние месяцы мы вспомнили, а что у нас будет после осени. (Зима). Молодцы. Ну а мишка ты ступай в лес, и готовься к зиме. Досвидания мишка.
Литература:
- основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; 2014 г.

- О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада»; «МОЗАИКААСИНТЕЗ» 2010 г.


2019