НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Козлова А.С. Особенности развития речи детей раннего возраста

Библиографическое описание:
Козлова А.С. Особенности развития речи детей раннего возраста // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/74-3.pdf.

Ранний возраст является очень важным этапом для речевого развития ребёнка – он имеет огромные возможности, которые необходимы для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детском возрасте темпы развития речи существенно выше, чем в последующие годы. Речь является одним из важнейших показателей, с помощью которых оценивается развитие нервной активности ребёнка.

Первые три года жизни малыша – это период наиболее бурного созревания головного мозга. В это же время в большинстве своем заканчивается и овладение ребенком основами устной речи на родном языке, также осваивается взаимосвязь всех функциональных элементов в системе речевых механизмов.

Формирование членораздельной речи осуществляется несколькими этапами. В доречевом периоде, когда взаимоотношения возникают на основе звуковой коммуникации, происходит созревание компонентов, функционально обеспечивающих речевую деятельность. К периферическому отделу относится следующее: костные и хрящевые органы речи, мышцы, связки, двигательные и чувствительные нервы. К центральному же отделу относится головной мозг с корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов.

Подготовительный этап в развитии речи – это становление звуковой коммуникации в первый год жизни малыша, без него овладеть речью нельзя. Первое что мы слышим от ребенка – его крик, что является биологической реакцией. Уже на 2-ом месяце жизни появляются такие звуки, как гукание и гуление. На первом году жизни появляются звуки лепета, слоги, а уже к концу первого года появляются первые облегченные слова со смысловым значением.

Далее, первый этап характеризуется развитием «речевого» слуха, когда малыш из общих шумовых факторов выделяет звуки речи людей – прислушивается к речи взрослых. Затем, начинается второй этап развития речи – это мимическое и голосовое подражание взрослым. Третий этап характеризуется формированием слуховой связи между словами, обозначающие определенные действия и отчетливое интонирование речи взрослого. Четвертый этап – это время, когда формируются первые смысловые связи между действиями, а также предметами и словами.

В раннем возрасте формируется пассивный словарь – это то количество слов, которые понимает малыш. Уже к двум годам жизни ребёнок понимает практически все слова, которые произносит взрослый. Также, к этому времени малыш начинает понимать и инструкции взрослого относительно совместных действий. В 2-3 года ребенком уже легче понимаются рассказы, которые повествуют об окружающих явлениях и предметах.

Также происходит интенсивное развитие активной речи т.е., стремительно растёт активный словарь – здесь количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых, появляются первые фразы и вопросы. Уже к трём годам этот активный словарь составляет 1000-1500 слов, изначально, в 1,5 года, предложения состоят только из 2-3 слов – чаще всего это субъект и его действия, действие и объект действия или действие и место действия. Ближе к трем годам формируются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка, в речи отмечаются практически все части речи и разные типы предложений.

Обычно между 2 и 3 годами речевая активность ребенка имеет резкий скачек, происходит расширение круга общения ребенка, он общается при помощи речи и с другими людьми. Он хорошо общается со взрослыми, задает вопросы и отвечает на них, разговор со сверстниками довольно бедный по содержанию.

Выделяются следующие особенности развития речи у детей в раннем возрасте:

1) развитие речи связано как с общением со взрослым, так и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

2) осваивается активная речь, в последующем она становится средством общения с взрослыми и сверстниками;

3) развивается регулирующая функция речи – ребёнок подчиняется инструкции взрослого и выполняет его требования;

4) формируется ситуативная речь, которая понятна из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

5) появляется описательная речь;

6) ребёнок оказывает воздействие при помощи речи на себя и на взрослого;

7) речь ребенка показывает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя действия, переживания и требования, предложения и желания;

8) развивается слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого – это обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.

Таким образом, ранний возраст ребенка – это очень важный период в развитии психических процессов, в особенности речи. В этом возрасте темпы развития речи очень высоки и здесь задача родителей заключается в оказании помощи детям овладеть родным языком, а также накопить значительный запас слов и научить произносить звуки. Обращенная к ребенку речь – это основной стимул развития мозга в раннем возрасте, из чего следует, что с ребенком нужно в обязательном порядке говорить и слушать.

Список литературы

1. Гарбер Е. Ребенок от рождения до школы. М.: 2001.

2. Крутий К.Л. Развиваем у ребенка речь, интеллект, способности. – Запорожье, 1999.

3. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие / Г. М. Лямина. – Москва: Айрис Пресс, 2005. – 96 с.

4. Методические рекомендации к программе развития и воспитания ребенка раннего возраста "Зернышко" / За ред. О.Л. Кононко. – К. Кобза, 2004. – 188 с.

5. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.: 2000.
2023