Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Серго Т.А. Речевая зарядка как одно из средств повышения эффективности урока иностранного языка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf

В плане реализации практических целей обучения _иностранному языку обучающиеся, как известно, должны овладеть основными видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением - как способами осуществления обучения в пределах, определенных программой.
Общение осуществляется на основе значимой для детей информации. Поэтому, один из важнейших способов повышения эффективности урока - усиление его коммуникативной и познавательной направленности.
Путь к этой цели - непосредственное практическое пользование языком. При выполнении упражнений обучающихся необходимо ориентировать не на проговаривание, а на говорение, ставя определенную речевую задачу.
Очень важным фактором в этом плане служит мобилизующее начало урока, которое заключает в себе большие возможности для повышения эффективности урока. Кувшинов В.И. утверждает: «Начало урока - это один из важнейших этапов, который во многом определяет успех всего урока». {1}
Как говорят англичане: «A good beginning makes a good ending». Задача учителя на этом этапе - сразу ввести учеников в атмосферу иностранного языка, заменяя формальный оргмомент речевой зарядкой в форме диалога. Нужно сосредоточить внимание учащихся на теме разговора, дать им возможность внимательно слушать учителя, друг друга и одновременно думать о том, как бы они сами ответили на вопросы.
Использование учителем внешних и внутренних мотивов речи исключает искусственность и надуманность высказываний учащихся и приближает данный этап урока к естественной речи на иностранном языке. А доброжелательный тон учителя создает рабочий контакт с учениками, настраивает их на общение.
Регулярное, целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет: повторить и прочно усвоить лексику, связанную с календарем, школьной жизнью, погодой; закрепить в памяти школьников новые грамматические структуры и речевые обороты, которые еще недостаточно прочно усвоены в процессе работы с учебником; лучше овладеть навыком диалога, умением задавать общие и специальные вопросы, кратко и лаконично отвечать на них.
Чтобы осуществлять поставленные цели, необходимо вовлекать в беседу как можно больше учеников, используя заранее намеченный и рационально отобранный языковой материал; связывать вводную беседу с основным этапом урока, стремясь логически перейти к обучающему этапу; стараться избегать монотонности, однообразия и шаблона в проведении вводной беседы.
Учителю не следует повторять одно и то же на каждом уроке и использовать одни и те же формы беседы. Известно, что механическое проговаривание одного и того же материала приводит к потере интереса. Поэтому на уроках иностранного языка применяются разные виды речевой зарядки, такие как: рассказ учителя, рассказ в записи с последующим его обсуждением, беседа по картинке с неразвернутой ситуацией, факты из конкретной жизни класса, учеников.
 Можно также использовать фразу-стимул, например: I like spring. Spring is better than summer. Учащиеся, используя формулы согласия и возражения, высказывают свою точку зрения, обосновывая ее. Во время речевой зарядки отрабатываются изучаемые на данном этапе грамматические структуры.
Беседы в начале урока позволяют прочно закрепить грамматические структуры с модальными глаголами, а также вводные слова, речевые обороты и фразы, характерные для разговорного английского языка.
Во время речевой зарядки эффективно использовать элементы игры, что помогает заинтересовать школьников и создать условия для их активной речевой деятельности на уроке. Например: в 5-6 классах для отработки в речи учащихся вопросительных предложений можно предложить им расспросить учителя, что он делал в выходные дни. Класс при этом делится на три команды, каждая команда задает вопрос по очереди. Команда, на вопрос которой учитель отвечает утвердительно, получает красный флажок. Побеждает та команда, у которой больше всего флажков.
Речевую зарядку можно организовать также следующим образом: показать какой-либо емкий предмет и попросить ребят угадать, что в нем находится. Отрабатывается вопросительная форма глагола. Этот прием не надоедает учащимся. Очень увлекает школьников работа с картинками с неразвернутыми ситуациями. Например, можно показать детям картинку, на которой изображен незнакомый человек и попросить их описать ее.
Очень важно использовать на уроке конкретные факты из жизни страны, школы, самих учащихся. При обсуждении этого материала, нужно стремиться к тому, чтобы ребята выражали свое отношение к ним, свое мнение по тому или иному вопросу.
В 8-9 классах во время речевой зарядки часто обсуждаются вопросы, связанные с выбором профессии. Прослушав ответы учащихся, нужно стараться давать правильные советы.
Для развития индивидуальной речи школьников обсуждаются события, происходящие в стране. По очереди, обращаясь к учащимся, стимулируя их к употреблению в речи формул согласия, несогласия, возражения, уточнения, завязывается непринужденный разговор.
Очень важно при проведении речевой зарядки использовать различные режимы, такие как: учитель - класс, учитель - дежурный ученик, класс - дежурный ученик, дежурный ученик - класс. Вовлечение всех школьников в активную работу на уроке - это важный резерв повышения его результативности.
В заключении можно сделать вывод о том, что речевую зарядку можно рассматривать, как одно из средств повышения эффективности урока. Во-первых, она используется как прием положительного воздействия на детей, повышает их интерес к иностранному языку. Во-вторых, она не только позволяет с первых уроков включить ребят в иноязычную среду, но и с опережением ввести, прочно закрепить в их памяти и повторить при многократном воспроизведении лексику, связанную со многими сторонами школьной жизни, а также позволяет закрепить грамматические структуры и речевые обороты, лучше овладеть навыком диалога.

Библиографический список

1. Кувшинов В.И. Речевая зарядка на уроке английского языка.// Иностранные языки в школе. - 1991. - №6. - С.56-59
2. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод.пособие// ООО «Издательство Астрель». - 2005. - С.78
2022