Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf
Современное образование, основанное на внедрении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам.
Под электронным обучением (далее – ЭО) понимается организация образовательной деятельности с помощью информационных и электронных технологий.
Плюсы электронного обучения:
1) Доступность. Средства электронного обучения есть в сети Интернет, это позволяет их использовать на различных этапах обучения не только в школе, но и дома, в целях закрепления или коррекции знаний.
2) Мультимедийность. Использование различных аудио и видеоматериалов, позволяет заострить внимание учащихся на изучаемой теме.
3) Универсальность. ЭО может быть использовано совместно с различными учебниками, так как не привязано к определенному учебно-методическому комплекту.
4) Интерактивность. Школьники могут различными способами вводить информацию, что позволяет развивать интерес к познанию.
Педагоги ОГБОУ «Чернянская средняя общеобразовательная школа №4» активно используют Интернет-ресурсы в урочной и внеурочной деятельности: находят необходимые материалы, разрабатывают свои презентации, дидактические и методические материалы для уроков, используют в работе электронные учебники, интерактивные пособия, видеоуроки, мультимедийное сопровождение, которое в свою очередь позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Это способствует более осознанному усвоению знаний младшими школьниками.
Одной из форм ЭО является дистанционное обучение – взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, с помощью средств Интернет-технологий, используя образовательные платформы.
Пандемия COVID-19 оказала огромное влияние на все сферы человеческой жизни. Не обошла она стороной и образовательное пространство. Весной 2020 года ОГБОУ «Чернянская средняя общеобразовательная школа №4» (как и многие другие школы) перешла на дистанционный формат работы. В этот период учителя использовали в обучении электронные ресурсы и интерактивные образовательные платформы.
Наиболее популярными платформами для дистанционного обучения для обучающихся 1-4 классов стали: «Учи.ру» и «Российская электронная школа».
Большинство учителей нашей школы отдали предпочтение платформе Учи.ру. Это отечественная онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной форме, а также могут принимать участие в различных олимпиадах. На этой платформе можно изучать предметы: математика, русский и английский языки, окружающий мир, имеется программа для будущих первоклассников, программа внеурочной деятельности.
При использовании данного сервиса учителю доступна статистика учащихся, в которой отражено время работы каждого ученика, количество выполненных заданий и допущенных ошибок.
Дети имеют возможность самостоятельно изучать курс. Учитель отслеживает и корректирует работу ребенка. Все задания выстроены так, что сначала ученик сам изучает тему, потом идет проверка знаний и закрепление материала. Занятия не вызывают у детей негативных эмоций. Система строит диалог с учеником, реагирует на его действия; в случае правильного решения хвалит его и предлагает новое задание, а в случае ошибки задает уточняющие вопросы, которые помогают ему прийти к верному решению.
Таким образом, через создание благоприятной эмоциональной среды повышается мотивация ребёнка. Учи.ру раскрывает потенциал каждого ученика, позволяет обеспечить индивидуальный подход. Платформа анализирует действия ребенка: учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика и на основе этих данных автоматически подбирает персональные задания и их последовательность, создавая индивидуальную образовательную траекторию. Учитель видит, какие задания вызвали трудности, сколько времени было потрачено на каждое задание, какие темы отработаны. Прогресс школьников отображается в личном кабинете.
Основными преимуществами онлайн-платформы Учи.ру является:
1) Повышение образовательных результатов.
2) Усвоение материала без пробелов.
3) Рост интереса к обучению.
4) Доступность для детей с особыми образовательными потребностями.
5) Статистика в реальном времени.
В своей работе был использован не только сервис Учи.ру, но и единый информационно-образовательный портал «Российская электронная школа» (далее – РЭШ). Она представляет собой особую образовательную среду, включающую открытый каталог обязательных и факультативных интерактивных электронных видеоуроков. Интерактивные уроки в себя включают короткий видеоролик с кратким объяснением материала, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала.
В сервисе можно найти материалы по каждому предмету. Содержание дидактических и методических материалов полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам начального общего образования.
Интерактивные уроки и дополнительные материалы РЭШ можно использовать для повышения качества знаний детей, а также для подготовки к Всероссийским проверочным работам.
Одним из плюсов данной системы является то, что у каждого ученика есть возможность посмотреть интерактивный урок столько раз, сколько нужно, что бы усвоить материал.
Дидактические и методические материалы, могут быть использованы для подготовки учителей к занятиям, а также непосредственно на уроках, что будет способствовать повышению интереса школьников к изучаемому материалу.
Пользоваться материалами РЭШ могут как зарегистрированные, так и не зарегистрированные пользователи.
Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания и фиксации оценок. Проверочные задания, напротив, не подразумевают повторного прохождения – система фиксирует результаты и их может просмотреть учитель.
РЭШ полезна тем, что замещающий учитель, посмотрев поурочное планирование, может воспользоваться материалами на сайте как при подготовке к уроку, так и при активации своих знаний. Учащиеся в свою очередь могут изучить материал пропущенного урока самостоятельно и даже расширить знания по теме.
Опыт использования данной платформы был полезен на период дистанционного обучения, следует отметить, что работа с данным сервисом не прекращается. Он используется в качестве дополнения при организации занятий в классе и для подготовки к урокам.
В настоящее время дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Дистанционное обучение набирает популярность с каждым днём, однако хорошо это и плохо? Рассмотрим основные плюсы и минусы данного вида обучения.
К плюсам дистанционного образования можно отнести: обучение в индивидуальном темпе, свободу и гибкость, мобильность, технологичность и творчество.
Недостатками дистанционного обучения являются: низкая оснащенность обучающихся (не у каждого ребенка есть компьютер); отсутствие доступа в Интернет или низкая его скорость.
Еще один «минус» дистанционного обучения – это недостаточная объективность отметки за работу. Учитель не видит объективной картины понимания материала, не видит типичных ошибок и не понимает, что именно необходимо отработать классу или конкретному ученику.
Несмотря на «плюсы» дистанционного обучения, оно не может заменить живое общение учителя и обучающегося на уроке. Педагог не только дает материал по теме, но и формирует у ребенка навыки общения, любовь к предмету, вносит вклад в морально-нравственное развитие ученика. В компьютеризированном же процессе обучения этого личного общения нет. А значит, нет и поддержки, которая необходима детям.
Таким образом, использование в работе электронных ресурсов и дистанционных технологий – это полезный опыт, благодаря которому учителя приобрели навык работы в новых условиях. Безусловно, дистанционное обучение не может вытеснить традиционное, но использование электронных ресурсов на уроках может вовлечь учащихся в образовательный процесс, сделать урок по-настоящему развивающим, познавательным и обучающим.
Библиографический список
1. Гильмутдинова Е.В. Использование образовательной платформы ЯКласс и UCHI.ru в начальных классах / Е.В. Гильмутдинова // Интернет-технологии в образовании: сборник материалов Всерос. науч.-практ.конф. / Чувашский государственный педагогический университет; отв. ред. Н. В. Софронова. – Чебоксары, 2019 - 126-128.2. Зайченко О.М. Дистанционное обучение детей. Опыт. Перспективы. Рекомендации / О. М. Зайченко, В. Н. Аверкин, К. В. Афанасьев. – Великий Новгород: Новгородский институт развития образования, 2013 - 246 с.
3. Лузанова Н.Н. Создание условий самореализации школьников в дистанционном обучении / Н.Н. Лузанова // Непрерывное образование. - 2017 - № 2 - С. 76-79.