НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шаулина А.В. Влияние изобразительной деятельности на развитие познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать жизненные нестандартные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психологов и педагогов второй половины 20 века. Практика показывает, что способность к творчеству может быть развита практически у всех детей с нормальным интеллектом.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребёнка в детском саду и школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности и пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.
Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый взрослый, занимающийся с дошкольниками изобразительным искусством. Что мы знаем о детских рисунках, мыслях и желаниях изобразить?
Ребёнок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его ещё незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придаёт предметам. Ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг, пренебрегая остальными деталями.
С временем дети начинают выражать в рисунках более развитый взгляд на окружающий мир и отказываются от первоначального способа изображения внешнего мира, придавая ему всё большее правдоподобие, точность и реальность. Занимаясь с ребёнком изобразительной деятельностью, необходимо соблюдать следующие основные правила:
1.       Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.
2.       У ребёнка не должно быть недостатка в материалах, необходимых ему для изобразительной деятельности.
3.       Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребёнка.
4.       Нужно предлагать рисовать всё, о чём ребёнок любит говорить, и беседовать с ним обо всём, что он любит рисовать, что близко его внутреннему миру.
Н.А. Ветлугина отмечает, что при выполнении творческих заданий у ребёнка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении старых заданий, широко использовать свой прошлый опыт. Трудно представить ребёнка, не рисующего вовсе. Некоторые дети нередко одержимы этой деятельностью, другие относятся к рисованию с меньшим интересом. Но для каждого изображение на плоскости – средство выражения своих знаний о мире.
Но часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом он вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения.
Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребёнка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков. В.Г. Злотников в своём исследовании указывает, что «художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства».
Философы и психологи подчёркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения. Что же представляет собой изобразительное творчество ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста? Специфика детского творчества состоит прежде всего в том, что создать объективно новое ребёнок по целому ряду причин (отсутствие определённого опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.) не может. И тем не менее детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение его заключается в том, что в процессе этой деятельности и в её результате ребёнок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и общество. Творческая личность – это достояние общества. Рисуя, вырезая, наклеивая, ребёнок создаёт нечто субъективно новое, прежде всего для себя.
Специалисты, анализируя детское творчество и выделяя его сходство с творческой деятельностью взрослого художника, отмечали его своеобразие и огромную значимость. Исследовательница изобразительного творчества ребёнка Н.П. Саккулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, т.к. они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».
В результате изобразительной деятельности ребёнок создаёт какой-то продукт, отражая в нём впечатления и опыт жизни. Особое значение изобразительного искусства для развития воображения заключается в том, что оно позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребёнку возможность придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно.
Специфическое значение изобразительной деятельности для расширения и обогащения опыта ребёнка отмечают многие авторы. Так весь процесс овладения изобразительной деятельностью В.С. Мухина рассматривает «как единство закрепления новых образов и разрушения прежних под влиянием усвоения общественно выработанных образцов изобразительной деятельности». По мнению автора, «самостоятельность ребёнка в изобразительной деятельности проявляется в разрушении шаблонов графических построений, в соответствии с новым опытом».
Таким образом, изобразительная деятельность способствует формированию довольно сложного опыта ребёнка, основанного на его впечатлениях и переживаниях. В этой деятельности опыт не только формируется, но и осознанно им переживается. В связи с этим, как отмечает Т.С. Комарова, изобразительная деятельность – художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. Она подчёркивает, что «выражение это и есть проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества. Это имеет важное значение для нравственного воспитания».
В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие способности осознавать чувственные впечатления, называть их. Ребёнок, знакомясь с категориями формы, размера, цвета, запаха и т.п., может решать творческие задания на нахождения какого-либо предмета. Работа с признаками и свойствами предметов постепенно развивает у ребёнка способность представить предмет в целом, мысленно изменять его, составить из знакомых образов нечто новое, неизвестное. Эти способности психологи называют воображением.
Литература:
1.       Доронова Т.Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности» М., «Школьная пресса», 2005г.
2.       Ермолаева М.В. «Практическая психология детского творчества» М., Московский психолого-социальный институт, 2001г.
3.       Дружинины Андрей и Ольга «Ваш ребёнок от 0 до 7 лет» М., «Центр-полиграф», 2007г.
2019