Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Григорова Н.В. Методические рекомендации педагогам при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ЗПР

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Основным условием эффективной работы с детьми с ЗПР является учёт особенностей их физического развития. На недостатки развития моторной сферы детей с ЗПР указывают и зарубежные, и отечественные учёные. Так, в работах таких авторов как В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др. отмечается, что у данного контингента детей проявляются особенности формирования двигательной сферы: у них не наблюдается тяжёлых двигательных расстройств, но обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств.
Все авторы отмечают несовершенство мелкой моторики рук и недостатки межанализаторного синтеза.
При разных видах задержек психического развития наблюдаются такие особенности моторного развития как:
·   запаздывание (по сравнению с нормой) становления произвольных двигательных и статических функций,
·   замедленность и недостаточная координированность произвольных движений,
·   повышенная двигательная активность, неусидчивость, расторможенность,
·   затруднение в усвоении новых двигательных формул, особенно связанных с мелкими точными движениями,
·   недостаточность двигательного тонуса, ведущая к нарушению автоматизации движений и действий,
·   повышенная истощаемость (замедление темпа, нечёткость движений с последующей утратой двигательного стереотипа),
·   недостаточность ритмичности и автоматизации движений,
·   недостаточное развитие тонкой моторики,
·   общая физическая и соматическая ослабленность и др.
Основными причинами данных нарушений считаются незрелость морфофункциональных структур мозга, отвечающих за организацию и регулирование двигательной активности, а также и достаточно выраженные черты органической поврежденности подкорковых и корковых структур.
С учётом данных особенностей физкультурно-оздоровительная работа (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика пробуждения, подвижные игры и индивидуальная работа по физвоспитанию) с детьми с ЗПР организуется с учётом следующих требований:
1.       НОД по физкультуре должны осуществляться согласно комплексно-тематическому планированию и включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений. Целесообразно использовать упражнения циклического характера.
2.       У дошкольников с ЗПР выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Исходя из этого на начальных этапах проведения физкультурных занятий движения выполняться детьми по подражанию (по показу), далее по словесной инструкции в сочетании с показом, на последнем этапе - по словесной инструкции. В НОД включаются «релаксационные минутки» для снижения возбудимости у дошкольников.
3.       Дети с ЗПР не всегда могут удержать в памяти всю последовательность движений, поэтому в работе необходимо задействовать все анализаторы, прежде всего зрительный, в связи с чем большая роль отводится использованию наглядных средств (опорных схем, пиктограмм, моделей), а также сигнальному значению цвета и звука. Использование схем-моделей, замещающих инструкции (при переключении от одного вида ходьбы или бега к другому, принятии исходного положения и др.), что способствует развитию у дошкольников внимания, мышления, ориентировки в пространстве.
4.       Для эффективного разучивания двигательных упражнений необходимо использование комплекса методов: словесных (неоднократные повторения, называние выполняемых действий, терминов), наглядных (показ, использование схем, моделей), практических (совместное со взрослым выполнение упражнения, тактильная помощь).
5.       Дробление материала на занятии, предлагать минимум нового материала, в большей степени закреплять ранее усвоенные действия.
6.       Новые условно-рефлекторные связи у детей с ЗПР создаются со значительной трудностью и легко утрачиваются, поэтому для закрепления того или иного навыка необходимо постоянно возвращаться к его отдельным элементам, а выполнение и усложнение элементов проводить в более замедленном темпе.
7.       Ограничение (исключение) упражнений для шеи в группах, где есть дети с нестабильностью шейного отдела позвоночника, упражнений (резкие наклоны и повороты головы, глубокие наклоны, интенсивные прыжки) в группах, где есть дети с гипертензионным синдромом, интенсивных прыжков, активных подвижных игр в группах, где есть дети с гипердинамическим синдромом (замена их на игры и движения малой активности).
8.       Исключение упражнений с длительным статическим напряжением мышц и силовых упражнений, требующих задержки или напряжения дыхания.
9.       В комплексах отдаётся предпочтение упражнениям с предметами разного размера (для совершенствования функции захвата и развития ручной моторики).
10.   Включение в занятия дыхательных упражнений (после каждой части занятия).
Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков, на занятиях с детьми с ЗПР (как и с детьми в норме) выделяют 3 этапа обучения:
1-й этап – начальное разучивание двигательного действия;
2-й этап – углубленное разучивание;
3-й этап – закрепление и совершенствование двигательного действия.
Дети с ЗПР на каждом из этих этапов нуждаются в более подробном и последовательном изложении техники выполнения движения с демонстрацией каждого его элемента.

Библиографический список

1.       Бутко Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. – М.: Книголюб, 2006 г.
2.       Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития / Под общей ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002 г.
3.       Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2002 г.
2019