Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Шинкаренко Ю.С. Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного Всероссийской неделе театра «Театр и дети: мастерская актера»

Библиографическое описание:
Шинкаренко Ю.С. Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного Всероссийской неделе театра «Театр и дети: мастерская актера» // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.

Актуальность: В период с 24 по 30 ноября в России ежегодно проходит Всероссийская неделя #Театр_и_дети, целью которой является приобщение детей к театру, как к виду искусству. Дети в игровой форме познакомятся с основной информацией по театру, попробуют себя в роли актеров и к 27 марта (День театра) будут обладать знаниями, умениями к творческому мероприятию.

Возраст: 6-7 лет.

Цель: формирование общих представлений о театре и театральной деятельности через воспитательное мероприятие.

Задачи:

1. Получение знаний об устройстве театра, терминологии;

2. Знакомство с основными правилами поведениями в театре;

3. Формирование основных знаний о театральной деятельности актера;

4. Формирование интереса, уважения к театру, как к искусству.

Планируемые результаты:

1. Сформирован интерес к изучению театрального мастерства актера;

2. Сформировано желание посетить детский спектакль;

3. Сформировано понимание применение правил поведения в театре.

Оборудование: Экран, проектор, музыкальная аппаратура, микрофон, ноутбук, распечатанные картинки (приложение №2), таблички с героями м/ф «Головоломка» (приложение №1).

Самоанализ проведенного воспитательного мероприятия

Данное мероприятие проводилось с детьми дошкольного возраста в количестве 35 человек. Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Мероприятие было построено как праздник: музыка, украшение зала, световое оформление, использование мультимедиа.

Тема воспитательного мероприятия «Театр и дети: мастерская актера». Это мероприятие было приурочено к Всероссийской недели театра #Театр_и_дети.

Целью мероприятия стало формирование общих представлений о театре и театральной деятельности через воспитательное мероприятие. Мероприятие имеет отсылку к тренингам по актёрскому мастерству, информации о мире театра в общем. Мероприятие начиналось с музыкальных танцев и сообщения информации к чему оно приурочено, дальше ребята знакомились с устройством театра, правилами поведения, актерскими тренингами и закончили общим выступлением на сцене. Особенностью мероприятия была насыщенность визуализации за счет видеороликов с заданиями, видеотренигов, которые транслировались на экране с помощью проектора. Видеоряд перемежался с заданиями для двигательной активности, пластичности, воображения, памяти.

Мероприятие прошло на высоком эмоциональном уровне: дети активно принимали участие во всех заданиях, проявляли свои творческие способности, все были увлечены и показали хорошие результаты.

Анализируя данное мероприятие, можно отметить, что поставленные цели и задачи были достигнуты. Все этапы мероприятия взаимосвязаны и логично построены. Яркость, использование ИКТ-технологий, разных форм заданий делают мероприятие современным, интересным и насыщенным по наполнению.

По опросу детей можно сделать вывод, что им все понравилось, настроение на высоком уровне, появилось желание больше узнать о мире театра.

Сценарий воспитательного мероприятия, посвященного Всероссийской неделе театра.

«Театр и дети: мастерская актера»

Слайд 1.

Здравствуйте, друзья! Сегодня день, который заставляет всех аплодировать, замирать от восторга! День, с которого мы начинаем увлекательное путешествие по миру театра. А называется он просто «Театр и дети»- всероссийская неделя театра

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

В период с 24 по 30 ноября в России ежегодно проходит Всероссийская неделя #Театр_и_дети. Эта неделя позволяет всем познакомится с театром, видами театра, ощутить атмосферу театральной деятельности, а самое лучшее - это самому выступить на сцене, пройти все ступени творчества! Неделя театра – это праздник мира, доброты и театрального единства.

И сегодня мы с вами попадаем в мастерскую актера, где узнаем много нового и интересного, посмотрим каково же быть актером!

И начнем наш творческий путь с танца-повторялки!

Слайд 2. Видео

Что такое театр? Слово «театр» произошло от слова theatron, что в переводе с древнегреческого означает «место, где смотрят». Символом театра являются две маски, изображающие комедию и трагедию, основные жанры театрального искусства.

А как он выглядит изнутри и кто там работает? Не будем много говорить, а лучше все внимание на экран.

Слайд 3. Мультфильм «Катя и эф»

Итак, много слов новых вы узнали? Давайте вспомним.

(Перечисляем: гардероб, фойе, буфет, сцена, декорации, режиссер, костюмер)

В Риме первый каменный театр был построен в 55 году до н.э. Актеры, выступающие на сцене этого театра, исполняли своеобразные «перепевы» греческих мифов и легенд.

Первыми русскими театральными артистами можно по праву считать весельчаков скоморохов, которые развлекали людей во время торжеств, играли постановки на площадях. Проходящие люди останавливались и с удовольствием смотрели за шутливыми представлениями.

Сейчас же посещение театра - это особый случай, к которому все стараются подготовится. И обязательно следуют правилам поведения. Давайте узнаем правила поведения в театре из нашего видео.

Слайд 4. «Правила поведения»

Подведем итог: что вы запомнили? Вопросы на «да», «нет»:

Приходим с опозданием?

Расталкиваем всех локтями?

Кушаем и пьем во время спектакля?

Громко говорим с друзьями или по телефону?

Молодцы! Вы все верно говорите!

Театры бывают разные! Какие вы знаете театры в Воронеже? (Театр оперы и балета, кукольный, театр драмы и др.) Здорово! Каждый из них интересен по-своему. Давайте посмотрим маленькое видео, где узнаем какие же бывают виды театра.

Слайд 5. Виды театра

А теперь приглашаю вас на сцену, где мы с вами попробуем себя в роли артистов разных видов театра.

Трек 1, 2, 3 под каждый вид

1. Балет. Представляем, что мы с вами артисты балета. И под музыку изображаем танец.

2. Опера. Мы оперные певцы. Педагог поет вопрос, ребята поют ответ стилизуя под оперное пение.

«Здравствуйте, ребята»-«Здравствуйте!»

«Как ваши дела?»- «Хорошо»

«Как настроение?»- «Отличное».

3. Кукольный театр. Превращаемся в марионеток. Педагог показывает движения разными частями тела, как это делают марионетки. Дети повторяют.

Отлично! Это просто великолепная работа!

Весело и с музыкой мы запомнили какие виды театров существуют. А теперь переходим к одной важной профессии работника театра- актер.

Актер - это один из ведущих деятелей в театре. Это люди, которые нам показывают постановки, спектакли на сцене. Что делает актер на сцене?

1. Говорит. Но говорить он может по-разному. Как? Тихо, громко, разборчиво или с кашей во рту. Но чтобы речь была четкой нужно тренировать артикуляционный аппарат. Так как речь - это основной инструмент актера. Для этого каждый актер тренирует свой речевой аппарат, выполняя различные упражнения. Все внимание на экран. Наш друг Енотик поможет вам с этим делом!

Слайд 6. «Логогимнастика»

Отличная работа!

2. Память. Для чего нужна память актерам? Для того, чтобы производить большой объем информации по памяти! Раньше актерам помогали суфлеры, они подсказывали текст во время спектаклей. Но сегодня существует огромное количество техник для запоминания и актерам уже не нужно обращаться за помощью к суфлерам. Давайте посмотрим кто у нас обладает феноменальной памятью, а кому нужно больше уделять внимание тренировкам. Внимание на экран.

Слайд 7, 8 «Видео про память»

Итак, подведем первые итоги: о театре узнали? Артикуляцию потренировали? Память потренировали? Отлично!

Переходим к следующему этапу: актер использует вербальные и невербальные способы передачи информации. И если вербальные-это речь, но невербальные - это мимика и жесты, с помощью мимики мы показываем эмоции. Какие эмоции вы знаете? А смотрели ли мультфильм «Головоломка»? Давайте посмотрим на таблички и обсудим: гнев, радость, печаль, страх. (см. Приложение №1).

- Попробуем изобразить на лице по очереди.

- Посмотрим сможете ли вы по картинкам определить эмоцию.

На столе лежат картинки с разными эмоциями (см. Приложение №2)

За 30 секунд нужно встать за нужной табличкой с изображенной эмоцией. Готовы? Тогда время пошло!

Отлично! Вы справились!

А в современном мире эмоции стали передавать с помощью смайликов-эмодзи. Давайте потанцуем эмодзи- танец! Повторяем движения!

Слайд 9. «Эмодзи- танец»

Отлично! Мы не только эмоции показали, но еще использовали жесты. Без них актерам никак!

А еще актеры должны уметь управлять своим телом. Быть пластичными, уметь изображать разных людей, их походки и т.п.

Все внимание на экран! Выучим танец «Миу-миу» из мультфильма «Три кота». Запоминаем и повторяем движения. (Разучиваем танец)

Слайд 10. «Танец «Миу-миу»

Ребята, вы большие молодцы! Сегодня мы прошли ускоренный процесс становления актерами! О театре узнали? Артикуляцию потренировали? Память потренировали? Эмоции? Жесты и пластичность? Отлично!

И теперь финальное выступление! Стихотворение «Наша Таня громко плачет» Мы хором рассказываем со сцены с разными эмоциями.

- грусть;

- злость;

- страх;

- радость.

И завершаем наше выступление танцем «Миу-миу»!

И наша с вами мастерская актера закрывается! Но я уверенна, чтобы еще встретимся с вами в уютном зрительном зале! До новых встреч!

Список использованных материалов:

1. Сайт «Культура. РФ»

URL: https://www.culture.ru/events/2512356/vserossiiskaya-nedelya-teatr-i-deti (дата обращения: 24.11.22)

2. Уoutube.ru:

«Катя и эф» URL: https://www.youtube.com/watch?v=zz13rkPosDg

«Виды театра» https://www.youtube.com/watch?v=zz13rkPosDg

«Малышарики» https://www.youtube.com/watch?v=E3BrPVtCIJY

«Эмодзи танец» https://www.youtube.com/watch?v=p2aZSwIL-xQ&t=71s

«Логогимнастика» https://www.youtube.com/watch?v=x-9ZVibj_sA

«Танец Миу-миу» https://www.youtube.com/watch?v=PijVOXNMK0E

«Память» https://www.youtube.com/watch?v=eP2LWkocUac&t=2s

(Дата обращения: 24.11.22)

Приложение №1

Приложение №2
2024