Информационные технологии в современном образовательном процессе

Багаутдинова Ю.С. Использование компьютера на уроках английского языка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Электронные средства информации в настоящее время приобретают все большее значение и актуальность в обучении и воспитании учащихся. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению по средствам использования новых технологий через усиление мотивов изучения предмета.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках английского языка включают: изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматических явлений.
О том, что компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку, нескольку потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько десятков лет назад ни один лингвист даже не подозревал. Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количества материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
На своих уроках демонстрирую много иллюстрированного материала, а также компьютерные распечатки рисунков с целью зрительного запоминания новых слов и выражений, использую таблицы с временными формами.
Учащиеся охотно выполняют практические задания, которые вызывают живой интерес, такие как, например, составление школьного расписания, праздничные поздравления на открытках, письмо другу, описание частей тела человека, животных. Такие задания совершенствуют умения письменной речи учащихся.
С целью восприятия иностранной речи на слух, прослушиваются аудио-фрагменты текстов, диалогов, а для развития разговорной речи учащиеся самостоятельно под фонограмму воспроизводят повседневные диалоги. Такой опыт раскрепощает учащихся, снимает языковой барьер.
Обычные уроки стараюсь разнообразить разными фрагментами. Так, например, использование видеофрагмента на уроке предусматривает следующие этапы работы:
1.Проводится предварительное обсуждение, в ходе которого повторяется лексика, близкая к тематике фильма, а также стимулируется интерес учащихся к теме.
2.Предлагается творческая работа, в ходе которой можно дать учащимся самим предложить название фильма, возможные советы и проблемные ситуации, связанные с обсуждаемой темой. Можно попросить учащихся сделать прогнозы о том, каким будет видеосюжет.
3.Для урока выбираются разные виды фрагментов: учебные, художественные, рекламные фильмы, передачи новостей и другие. Работа с новой лексикой, в ходе которой учащимся даются новые слова по данной теме.
4.После просмотра учащимся можно предложить творческую работу – написать краткий пересказ, размышление на тему просмотренного сюжета, дополнить биографию известной личности, о которой шла речь в сюжете, составить диалог или сценку.
Для формирования коммуникативных навыков использую следующие вопросы:
What did they say?
Учащиеся просматривают короткий сюжет без звука (это может быть сцена в ресторане, в магазине, встреча друзей, приход в гости или любой другой материал в зависимости от уровня учащихся) и угадывают, что говорят персонажи. Затем составляют диалог и проигрывают его как озвучивание видео. Затем просматривают сюжет со звуком и сравнивают речь персонажей со своим.
What will you see?
Ученики прослушивают звуковое сопровождение видеосюжета без изображения. Преподаватель обращает их внимание на интонации персонажей и звуковые эффекты. Необходимо ответить на вопросы: Where does the scene take place? How many characters will you see? What are they doing? How are they dressed?
Body language.
Учащихся просят пронаблюдать за жестами и мимикой какого-нибудь персонажа. Они просматривают видео без звука. Далее ученики копируют мимику и жесты персонажа и стараются дать их интерпретацию. Затем можно просмотреть видео со звуком и дать учащимся самим проверить свои догадки. После этого учитель делает комментарий и дает необходимые пояснения.
What if?
Учащиеся просматривают видеосюжет, после чего проводится обсуждение, каким мог бы быть этот фильм если бы действие происходило в нашей стране.
What happens next?
При просмотре со звуком учитель останавливает пленку в некоторых местах, и учащиеся должны предсказать, что ответит персонаж или что произойдет дальше.
Упражнения, направленные на поиск необходимой информации:
True or false?
Учащимся раздаются листочки с упражнениями с заданием «true or false», на материале видеосюжета, либо это упражнение записывается на доске. После просмотра видео учащиеся выполняют это упражнение и при повторном просмотре проверяют правильность его выполнения.
Five W’s and H.
Учащимся предлагается просмотреть видеосюжет и записать основные данные в 6 колонок под заглавиями Who? What? Where? When? Why? How? Особенно рекомендуется проводить это упражнение при работе с документальными фильмами и программами новостей.
What do you want to know about?
Перед просмотром тематического видеосюжета или документального фильма учащиеся составляют список возможных вопросов по теме фильма. Затем они просматривают видео и находят ответы на те вопросы, на какие возможно.
Where did it happen? How many?
Перед просмотром учащимся предлагается обратить внимание на какой-нибудь вид информации, например, географические названия, личные имена, записать цифры и т.п.
В заключение необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль.
Считаю, что использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
Список литературы:
1.А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении. Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2013. – 104 с.
2.Пучкова, Ю.Я. Игры на уроках английского языка. Метод. пособие. «Издательство Астрель», 2014. – 78 с.
3.http://english03.ru/video-uroki.
2019-01-13 16:03 2018