НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кулагина Л. Б. Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Дикие животные зимой»

Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf


Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие.
Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, творческая активность, двигательная активность.
Методы и приемы реализации содержания занятия:
- метод повышения познавательной активности элементарный анализ (устранение причинно–следственных связей);
- информационный метод – беседа с применением наглядных и технических средств обучения;
- частично-поисковый метод – поиск решения проблемных вопросов о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе;
- частично-исследовательский метод – проведение опыта подводит детей к собственным выводам и заключениям о маскировке животных.
Интеграция образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: расширить представление детей о жизни зверей в лесу.
Задачи:
Образовательные:
· уточнить и закрепить представления детей об изменениях в жизни
 животных зимой;
· уточнить и закрепить знания детей об образовании числа 7 на основе
 сравнения двух совокупностей;
· различать по внешнему виду животных, правильно называть их.
Развивающие:
· развивать внимание, фантазию, воображение, представление об
 окружающем мире, умение мыслить логически, обосновывать свои
 ответы;
· закрепить знания о правилах поведения на улице и проезжей части;
· обогащать словарный запас, развивать речь;
· формировать умение работать в коллективе, объяснять свои действия;
· развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
·           воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
·           воспитывать творческое воображение, аккуратность, самостоятельность.
Планируемые результаты:
Сформировать представление детей об изменениях в жизни животных зимой.
Способен самостоятельно мыслить логически, обосновывать свои ответы.
Организация среды для проведения занятия образовательной деятельности:
Оборудование:
· ноутбук, мультимедийный проектор и экран;
· презентация по теме: «Дикие животные»;
· дидактические картинки с изображением зверей: лиса, волк, медведь,
 заяц, белка;
· оборудование для опыта: листы белой бумаги, фигурки белого и серого
 зайца;
· карточки: белочки и грибочки;
· карточки с изображением зверей и их детенышей;
· листы с заданиями для детей;
· силуэты диких животных, клей.
Предварительная работа:
 У детей сформирован круг представлений о диких животных, среде их обитания. Что является основой для расширения и углубления знаний о разнообразии лесных обитателей, экологических представлений о взаимосвязи в природе. Использование дидактических игр и литературного материала, позволяет вызвать у детей приятные чувства и эмоции и направить усилия учащихся на познавательную деятельность.
Вводная часть.
Введение в тему (создание проблемной ситуации):
Звенит колокольчик.
 Воспитатель: Ребята, смотрите, веселый колокольчик опять зовет нас всех в круг.
Пальчиковая игра: «С Добрым утром»:
- С добрым утром глазки? (поглаживаем веки);
- С добрым утром ушки? (поглаживаем ушки);
- С добрым утром ручки? (поглаживаем кисти рук);
- С добрым утром ножки? (поглаживаем ноги);
- С добрым утром солнце? (показываем).
Воспитатель показывает слайд - солнышко
 В группе стало тепло и солнечно, а за окнами у нас какое время года?
Воспитатель показывает слайд - зима - город
 Как Вы догадались, что на улице зима (признаки зимы). Что изменилось у людей с приходом зимы.
Молодцы!
Введение в тему: Актуализация знаний. Постановка целей.
 А как Вы думаете, изменилась ли жизнь животных в лесу?
 А хотите узнать как?
 Вы хотите поехать?
 Тогда нам надо отправляться в лес. А как Вы думаете на чем мы с вами поедем?
 А чтобы узнать на чем мы с вами поедем угадайте загадку:
Весь день – домой и на работу
Возить людей его забота!
Точно, вовремя и ловко
Подъезжаю к остановке.
Вот вошли, закрылись двери,
Пассажиры вы теперь.
Дети (ответы).
 Воспитатель: правильно автобус.
 Чтобы купить билет на автобус нужно ответить на вопросы о правилах дорожного движения.
 Дети подходят к импровизированной кассе и покупают билеты, отвечая на вопросы:
- На какое животное похож пешеходный переход? (зебру)
- Сколько глаз у светофора? (три)
- Как называется дорога, по которой ходят пешеходы? (тротуар)
- По какой стороне тротуара надо идти? (справа)
- Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты? (пассажир)
- Где люди ждут транспорт? (на остановке)
- С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)
- Чем заправляют машины? (бензином)
- Можно ли перебегать улицу на красный свет светофора? (нет)
- Можно ли выбегать и играть на проезжей части? (нет)
- Надо ли уважать правила движения? (да).
 Воспитатель: У всех есть билеты? Тогда в путь!
Дети садятся на стульчики и поехали.
Песня: «Мы едим, едим, едим».
Воспитатель показывает слайд - зима - лес.
 Воспитатель: «Вот так чудо из чудес! Мы приехали с Вами в лес».
Посмотрите, лес какой он? (снежный, густой, зимний и нас встречают жители леса, только я не пойму, кто это? может Вы узнаете?).
Воспитатель показывает слайд: уши зайца, лапы – медведя, морда – волка, хвост – лисы.
Воспитатель показывает слайд: заяц, медведь, волк, лиса.
А как их назвать одним словом? (дикие животные).
Основной этап.
 Воспитатель: «Дальше мы сейчас пойдем, и кого же мы найдем?» (ходьба вокруг себя).
Загадка:
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной?
Снег разгребает.
Мышек хватает.
(лиса)
Воспитатель показывает слайд – лиса.
 Воспитатель: Верно, ребята!
 А что Вы знаете о лисе? (хищница, питается мышками, зайчиками, детеныши – лисята, хорошее обоняние, отличное зрение).
 А каких еще хищников Вы знаете? (волк).
Воспитатель показывает слайд – волк.
 Ребята, лиса приготовила для нас игру: «Четвертый лишний».
 Внимательно рассмотрите карточку, определите, кто лишний и обведите в круг.
 Теперь давайте проверим, какие животные лишние (корова, коза, лошадь, собака, кошка, свинья).
 А почему они лишние? (это все животные домашние, а остальные дикие).
Воспитатель показывает слайд – медведь.
 А что Вы знаете о медведе? (млекопитающее, хороший нюх, его дом - берлога).
 Медведя считают неуклюжим, но на самом деле он быстро бегает, ловко лазает по деревьям, отлично плавает.
 Воспитатель: Молодцы! Лесные жители следят за своим здоровьем и регулярно делают зарядку.
Хотите сделать такую же зарядку?
Физкультминутка
«Звериная зарядка»
Раз присядка, два присядка,
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся
Любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть,
Рыжим хвостиком вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть.
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То двумя, то всеми вместе
Долго топчется на месте.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот и дети мы опять.
 Вот мы отдохнули и опять в путь. Посмотрите, кто нас встречает?
Воспитатель показывает слайд – два зайчика.
 Воспитатель: Посмотрите на экран, кого Вы видите? (зайцев)
 Чем отличаются они? (цветом шерсти: один – белый, другой - серый).
 А Вы хотите узнать, почему заяц меняет окраску, давайте с Вами проведем исследование.
Опыт: Маскировка животных:
 Возьмите следующую карточку, она разделена на две части – белая и пестрая. Зимой покрыта земля снегом, поэтому она белая, а летом – она пестрая. Какая шубка у зайчиков зимой – белая. Возьмите в руки фигурку белого зайца и положите его на белую часть модели. А теперь посмотрите, что Вы можете сказать? Хорошо ли заметен заяц? (нет, его не видно).
 А почему его не видно? (белая шубка сливается с белым снегом).
 Воспитатель: Правильно, белая окраска его шубки сливается со снегом, и он становится менее заметен для хищника. А теперь эту же фигурку зайчика положим на пеструю часть модели. Что Вы можете сказать теперь? (зайца стало очень хорошо заметно). А теперь серого зайца положите на белую часть модели. Что Вы можете сказать? (серого зайца очень хорошо видно на белом снегу).
 Для чего же заяц меняет окраску?
 Вывод: заяц меняет шубку, чтобы лучше маскироваться, скрываться от врагов. Зимой в белой он не заметен на снегу, а в серой менее заметен на земле, среди веточек, кустиков, травы. Зимняя белая шубка более теплая, чем серая.
 Воспитатель: Молодцы, а кто еще меняет шубку зимой? (белка зимой – серая, а летом - рыжая).
Воспитатель показывает слайд – белка.
Воспитатель показывает слайд. Дупло – это домик белочки, там грибочки сушатся на веточке.
 Белочка запасливая хозяйка, она приготовила угощения для всех зверей. Но, у белочки есть подружки, которые тоже делают запасы на зиму.
 Давайте поможем белочкам собрать грибочки так, чтобы им всем хватило.
(На доске выставлены 6 белок и 6 грибов).
 Воспитатель: Кто изображен на картинке? Дети: Белки и грибы.
 Воспитатель: А почему Вы сказали белки и грибы? Дети: Потому что их много.
 Воспитатель: Молодцы! А сколько белок? Грибов? Дети: Шесть белок и шесть грибов.
 Воспитатель: Как можно еще сказать? Дети: Поровну, одинаково.
 Воспитатель: Каждой ли белке хватит гриба? Дети: Каждой.
 Воспитатель: Как проверить? Дети: Выполняют действие: к каждой белке прикладывают гриб.
 Воспитатель: Прибежала еще одна белка, сколько стало белок? Дети: Семь.
 Воспитатель: Кого (чего) больше теперь? Почему? А чего меньше? Дети: Белок больше, потому что 7 больше, чем 6.
Молодцы, ребята!
 Воспитатель: Наша прогулка подошла к концу, все лесные обитатели очень довольны встречей с нами.
 А теперь, ребята, давайте мы с вами оживим наших животных. Для этого мы с вами возьмем, подберем силуэты животных. Например: белочка какого цвета? (рыжего), а зайчик (белого), а медведь (коричневый).
 Правильно. Ребята, а теперь приступим к работе. Аккуратно намазываем клеем силуэты, не выходя за контур. Вот мы с вами и оживили наших животных. Пусть они теперь живут в лесу. А мы будем приезжать к ним в гости.
А теперь, ребята, нам пора возвращаться.
Закройте глаза.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот и дома мы опять.
Рефлексия.
 Воспитатель: Ребята, где мы были? С кем встречались?
 Вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями!
 Что интересного Вы узнали?
 При выполнении каких заданий Вы испытали затруднения?
 Какие задания вам наиболее понравилось выполнять?
Спасибо, ребята!
 
2021