НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Здор С.Н. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.
30 декабря 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации №1493 была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Основной целью программы является продолжение развития и совершенствования системы патриотического воспитания граждан.
Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлён в сознании образ, связанный с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что всё это - твоя Родина.
Ориентиром в патриотическом воспитании детей должна стать опора на историю России, откуда мы берем примеры любви к родине и готовности встать на ее защиту в трудное время. Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Российской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский. Это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде», до сих пор помнят потомки.
Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи, и традиции своих предков мы проводим тематические мероприятия: «День пожилого человека», «Нам года не беда», принимаем участие в акциях: «Несем добро» для пожилых и одиноких людей, «Георгиевская ленточка», «Каждому певцу по дворцу», «Кормушка для птиц». Проводим экскурсии: в мини - музей «Куклы из бабушкиного сундучка», в библиотеку, на Аллею Славы, в пожарную часть.
Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
Существует у нас традиция: накануне великого праздника Победы возложение цветов к памятнику погибшим воинам - землякам, встречи с ветеранами, где дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали. После таких мероприятий появляется много интересных рассказов, рисунков и детских игр.
В нашем детском саду сложилась система патриотического воспитания детей, которая включает целый комплекс задач.
Но одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания я считаю метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию обучения и практическое взаимодействие детей и взрослых (включая родителей). Предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития воспитанников. Работу по внедрению проектного метода в практику детского сада я начала несколько лет, появилось целое проектное направление в моей системе работы:
«По сказочным тропинкам», «Птицы - наши друзья», «Край родной, навек любимый», «Русские народные праздники», «Эколята - Дошколята», «Детство - это Я и Ты».
Использование проектного метода обучения один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.
Предлагаемый мною материал, поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других мероприятиях знания, позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно -исследовательская, музыкальная, художественно-творческая.
Огромен интерес детей, их родителей к изучению родного края, села. Но, несмотря на это, всем педагогическим работникам ДОУ недостаточно соответствующих современных методических материалов, разработок, дидактических пособий по данному направлению.
Научная новизна моей системы состоит в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями воспитателя с родителями и способствующая максимально бережному и ненавязчивому влиянию на воспитательную позицию семьи.
Для реализации проблемы патриотического воспитания использую не только традиционные формы взаимодействия с родителями (собрания, консультации, оформление папок-передвижек, стендов, буклетов), но и нетрадиционные формы (проектная работа) с использованием ИКТ (презентаций, видео и т.д.). Многие родители моих детей, в большинстве молодые люди и не все имеют представления о методах воспитания гражданственности, патриотизма, сами нуждаются в том, чтобы их научили методам и приемам воспитания у своих детей патриотизма и любви к Родине. Поэтому при передаче родителям способов организации патриотического воспитания дошкольников в семье я стараюсь создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, чтобы и взрослые, и дети могли чувствовать себя свободно и непринужденно. Это является самым эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими разный культурный опыт, педагогические установки, семейные традиции.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.) для этого желательно посещения музеев, а также создание мини-музея в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.
Одновременно с этим создается развивающая среда по теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в избе куклу, самим растолочь зерно в ступе. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для повседневного быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта и воссоздается обстановка русской избы. В подобном «музее» расширяются возможности подачи информации посредством игры. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина.
В нашем детском саду создан мини-музей народной обереговой игрушки «Куклы из бабушкиного сундучка». В нем представлены экспонаты наиболее известных обереговых кукол. Воспитатели совместно с детьми пополняют коллекцию, изучают историю возникновения каждой куколки, а также ее значение для наших предков. Только создавая игрушки своими руками, дети смогут проникнуться тайной изготовления народной игрушки, почувствовать связь с нашей историей.
Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я - россиянин! Я горжусь своей страной!»
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Библиографический список

1. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: пособие для воспитателей. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2018. - 138 с.
2. Пантелеева, Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое
пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 140 с.
2019