Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Бакиева Ю.А. Валеологический компонент на уроках английского языка (из опыта работы)

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Cамое первое и главное желание всех нас, чтобы наши дети, внуки были здоровыми, счастливыми, улыбались и радовались жизни. Проблема охраны здоровья детей и молодёжи становится в наше время приоритетной национальной проблемой и может успешно решаться лишь при совместных действиях общества и родителей, педагогов и медицинских работников. Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Выделяют четыре группы факторов, приводящих к нарушению нормального процесса формирования здоровья как системы:
- индивидуальная предрасположенность к нарушению здоровья (наследственность, особенности развития в перинатальный период, воспитание в детском возрасте и т. п.);
- социальная предрасположенность к нарушению здоровья (социальный образ человека, индивидуальный образ жизни, воспитание и образование в подростковом возрасте и т. п.);
- обстоятельства жизни ребенка, сложившиеся к подростковому возрасту (доход, жилищные условия, стрессы, кризисные ситуации);
- имеющиеся возможности по сохранению здоровья (наличие свободного доступа к службам здравоохранения, характер питания, санитарно-профилактические мероприятия и т. п.).
К школьным факторам, негативно воздействующим на здоровье учащихся, можно отнести следующие:
1. недостаток двигательной активности;
2. недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
3. неправильное питание учащихся;
4. интенсификация учебного процесса, перегруженность учебных программ;
5. неправильная форма и величина школьной мебели;
6. низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.
Особую важность при проведении урока приобретают следующие факторы:
1.                          соблюдение гигиенических требований;
2.                          рациональная организация урока;
3.                          повышение мотивации к изучению предмета;
4.                          использование здоровьесберегающих технологий в преподавании.
Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни. Для повышения здоровья учащихся большое значение имеет организация урока.
Требования к уроку в условиях здоровьесберегающих технологий:
- построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения;
- логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательного процесса, вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока;
- эффективное использование средств здоровьесберегающих технологий, таких как физкультминутки, игры, песни и т. д.;
- тщательное планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
Английский язык – один из самых сложных и интенсивных учебных предметов в школе, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэтому очень важно уделять особое внимание применению здоровьесберегающих технологий.
Важной составной частью здовьесберегающей работы является рациональная организация урока. От правильного спланированного урока зависит и настроение учителя, которое влияет на самочувствие учеников. Доброжелательность, юмор, эмоциональная разрядка способствует положительному психологическому климату на уроке, а значит, повышают работоспособность и учеников, и учителя. Для уменьшения утомления и активизации внимания необходимо эмоциональная «встряска» учащихся, которая обязательна на третьем и последующих уроках. В течение урока необходимо проводить 1-2 физкультминутки: выполнить самые простые упражнения, но обязательно с улыбкой и весело.
Раньше использовались короткие стишки для проведения физкультминуток, таких, как:
1.
One, one, one (показываем указательный палец)
I can run! (бег на месте)
Two, two,two (показываем 2 пальца)
I can jump too! ( прыгаем на месте)
Three, three, three (показываем 3 пальца)
Look at me! (ребенок замирает в смешной позе)

2.

Stand up, sit down (встаем, садимся)
Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)
Point to the window, (показываем пальцем на окно)
Point to the door, (показываем пальцем на дверь)
Point to the board, (показываем пальцем на доску)
Point to the floor. (показываем пальцем на пол)
Stand up, sit down (встаем, садимся)
Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)
Но сейчас с информационными технологиями открылись другие возможности, которые делают эти паузы намного интереснее для детей, дети могут танцевать или двигаться, смотря видео, слушая при этом песню и музыку и повторяя слова песни за носителями языка. (Например, Рис.1., Рис. 2.)


Рисунок 1. Скриншот видео «Head, shoulders, knees and toes».


Рисунок 2. Скриншот видео «Clap your hands».
Детям очень нравятся такие физкультминутки, они с удовольствием двигаются и поют, при этом запоминают лексику. Нужно помнить, что для раскрепощения детей необходимо действовать вместе с ними, они видят, что учитель не стесняется, поддерживает их, и легко повторяют за ним.
Использование музыки на уроке является сильнейшим психическим побудителем, проникающем в глубину сознания. В школах Древней Греции многие тексты разучивали пением. Музыка - прекрасная гимнастика для ума. На песенной основе легче усваивается грамматический материал, песни стимулируют развитие навыков диалогической речи. Музыку или песни можно использовать:
·           для закрепления лексического и грамматического материала,
·           как стимул для развития речевых навыков и умений,
·           для снятия напряжения, как вариант психоразгрузочной паузы.
Часто на уроках во время выполнения письменных работ я включаю негромко классическую музыку Моцарта, Шопена, Вивальди, Бетховена и других композиторов, дети говорят, что это помогает им сосредоточиться и психологически расслабиться. Есть классы, в которых дети сами просят включить им на уроке музыкальные произведения классиков.
Еще одним видом релаксации на уроке является песня. Песня не только воздействует на чувства и эмоции учащихся, но и служит для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, повышается эмоциональный тонус, активизируется языковая деятельность. Работая с песней на уроке учитель может предложить учащимся текст с пропусками и попросить заполнить их, после проверки выполненной работы и исправления ошибок все вместе поют эту песню.
В своей работе я также использую интерактивную доску на разных этапах урока, естественно в соответствии с его целями и задачами. И прежде всего не как средство наглядности, а как средство для отработки необходимых умений и навыков. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством. Таким образом, учащиеся являются не просто зрителями, наблюдающими представленный материал, а имеют возможность поработать с доской, выполняя различные тренировочные упражнения.
Работа с интерактивной доской и программным обеспечением SMART NOTEBOOK:
·          помогает повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации — визуальной, звуковой и тактильной;
·          может успешно применяться на различных этапах урока и при обучении всем видам речевой деятельности;
·          предусматривает частую смену видов деятельности и большое разнообразие заданий, что помогает поддерживать внимание учащихся;
·          позволяет вовлечь в работу всех учащихся, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, развивает интерес и мотивацию к изучению английского языка — равнодушных, как правило, нет;
·          сокращает время учителя на подготовку к уроку, заменяет плеер, видеомагнитофон, различные наглядные пособия.
Использование ИД помогает экономить время урока, активизировать работу учащихся, сделать процесс обучения увлекательным как для учащихся, так и для самого учителя. Интерактивная доска может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе.
Использование игровых и проектных технологий стимулирует мыслительную деятельность учащихся, и они попадают чаще в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают усвоение учебного материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребенка, улучшают психологический климат на уроке. В начале урока игра может использоваться с целью настроить учащихся на «волну» английского языка; с помощью игры можно снять напряжение и усталость после выполнения наиболее трудных заданий; использование несложной игры – это возможность для слабых учеников проявить себя; игра вносит соревновательный фактор в процесс обучения; игра может быть использована для закрепления материала, активизации ранее изученного материала.
Снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений. В период обучения счету:
1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20 по-английски).
2. Быстро поморгайте глазами в течение 30-60 сек. (считаем десятками от 10 до 100 по – английски).
3. Расположите указательный палец правой руки напротив носа на расстоянии 25-30 см от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 сек., опустите руку (про себя называем, в качестве повторения, дни недели, название месяцев).
4. Посмотрите на кончик носа. Затем закройте глаза и посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы (действие сопровождаем повторением предлогов: to the right, to the left, up, down).
5. Смотрите вдаль в течение 2-3 сек., затем переведите взгляд на кончик носа на 3-5сек. (про себя считаем порядковыми числительными по-английски: the first, the second, …, the tenth).
6. Выполняйте круговые движения рукой по часовой стрелке на расстоянии 30-35 см от глаз, следя глазами за кончиками пальцев, затем против часовой стрелки. Произносим:
My eyes can see,
My ears can hear,
My nose can smell,
My head can nod,
My arms can hold,
My mouth can talk,
My legs can walk,
And walk and walk.
Существуют специальные комплексы упражнений, помогающие укрепить глазные мышцы, замедлить развитие патологических процессов.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку. Построение урока с учетом здоровьесберегающих технологий помогает учащимся снимать нервно-эмоциональное напряжение и предупреждать нарушения в их здоровье. Благодаря этому дети учатся грамотно и бережно относиться к своему здоровью.
Список литературы:
1. Здоровье молодежи – забота общества: докл. исслед. группы «ВОЗ для всех». М., 1987.
2. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс/ авт.-сост. О. Ф. Брыскина. – Волгоград: Учитель, 2013.
3. Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения»/ Под ред. М.М. Безруких и В.Д. Сонькина. – М.: Триада-фарм, 2002.
4. Ахраменко Е. В. Валеологический компонент на уроке английского языка // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 402-404. — URL https://moluch.ru/archive/59/8436/ (дата обращения: 30.10.2018).
2019