Исследовательская и проектная деятельность

Багина З.В. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Если мы хоти получить гармонически развитую личность, мы должны создать ей условия для творчества. Оно поможет ребенку приобрести жизненный опыт, необходимый в современном мире. Существуют различные технологии создания условий для плодотворного творчества. В связи с этим в условиях реализации ФГОС возникает необходимость в проектной и исследовательской деятельности школьников.

В современном мире исследователем теперь является не только учёный, специалист, но ученик школы. Умение получать новые знания, необходимы каждому человеку. Чтобы стать успешным человеком очень важно всё больше внимания уделять самообразованию и саморазвитию.

Современное образование ориентировано на то, чтобы помочь личности получить развитие, если у нее есть к этому стремление. Каждый ученик может развить умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, понимать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, уметь отстаивать свою собственную точку зрения, приводя неоспоримые факты. Исследование как вид деятельности должно приводить к осознанному и желаемому результату. Чем раньше начинается исследовательская деятельность, тем более привлекательно она будет для ученика.

То, что в настоящее время ученик получил возможность в школе заниматься проектной и исследовательской деятельностью, поспособствовало активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Проектная и исследовательская работа становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса.

Проектная и исследовательская работа предполагает привлечение относительно большого количества школьников, защита проекта является обязательной для учеников восьмого и десятого класса. Выбираемая тема исследования при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам ученика.

Начать работу необходимо с того, чтобы предложить ребятам самим выбрать для себя интересующую их тему. Рекомендовать им определиться с направлением и подумать какой проект можно будет предложить, чтобы помочь решить проблему, выявленную в результате исследования. Чтобы у ученика не было желание искать готовое исследование в интернете, тема должна быть ему понятной, цель реально достижимой, и, что немало важно, с руководителем исследовательской работы и проекта должны быть доверительные, доброжелательные отношения. Руководитель исследовательской и проектной работы должен помнить, что учащийся основной школы не имеет опыта работы подобной деятельности. Значит, он может сам предложить тему исследования. Ученик имеет слабое представление о том, что такое исследовательская деятельность, как надо осуществлять поиск информации и как обрабатывать имеющиеся в наличии факты, как проводить эксперименты. Также у подростка отсутствуют знания и навыки оформления результатов поиска и формулирования выводов по своей работе. Ведущая роль здесь отводится учителю, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем.

Деятельность учащихся первом этапе сводится к поиску информации по выбранной теме и изучении теоретической основы, необходимой для выполнения исследования.

На втором этапе необходимо, кроме умения работать с первоисточниками, выбрать методы, которыми ученик будет пользоваться при исследовании. Это может быть проведение собственных опросов, анкетирование, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала, работа с картами, фотографиями, документами. Эксперименты могут проводятся на базе оборудования, имеющегося в школьных кабинетах. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение методов исследовательской деятельности затем используются в разработке проектов.

Основная функция руководителя исследовательской и проектной работы подготовить ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации его творческого потенциала. Важно совместно с ребенком проделать следующие этапы:

1. Выявить проблему, которую он хотел бы исследовать.

2. Помочь выдвинуть и сформулировать гипотезу (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы)

3. Сформулировать цель работы (она в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее)

4. Определить задачи и методы исследования (конкретизируют цель работы, могут определять спектр действий исследователя при движении к поставленной цели)

5. Изучить теоретический материал.

6. Проанализировать изученную информацию.

7. Составить план исследовательской части.

8. Выбрать методы исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).

Исследовательская работа, также предполагает проведение различных опытов и экспериментов, которые могут проводиться не только в условиях школьной лаборатории, но, и в других подходящих для этого местах.

После того, как были проделаны данные этапы, ученик самостоятельно приступает к исследовательской части, собирает и обрабатывает данные, оформляет полученные результаты, делает выводы.

Цель исследовательской и проектной работы состоит в развитии творческих способностей ученика, повышении уровня его научной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности.

Математика в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин изучает не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математической науки в первую очередь объясняются методические трудности, которые неизбежно встают перед преподавателем математики. Перед учителем встает нелегкая задача – преодолеть в сознании учеников представление о формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики. Пред учеником и его наставником стоит не простоя задача: математика – древняя наука, и попросту говоря, все, что в ней можно исследовать было исследовано за долго до нас. Найти что-то новое, необычное является невозможным. Поэтому необходимо искать в других областях объекты связанные с математикой. Элементы математики присутствуют в естественных науках, которые имеют практическое значение для жизни человека - география, физика. Также объекты математики можно исследовать в литературе, обществоведении, искусстве. В последнее время математические методы проникают в экономику, лингвистику, психологию и многие другие области, а частности в биологические исследования и медицинскую диагностику. Проникновение математических методов в науку о живой природе идет сейчас по многим путям, с одной стороны — это использование современной вычислительной техники для быстрой и эффективной обработки биологической и медицинской информации, с другой - создание математических моделей, описывающих живые системы и происходящие в них процессы.

Я хорошо понимаю, что самый быстрый способ обучения это собственный пример. Если я внутри организована, горю интересом к исследованию, следовательно, я смогу заразить своим состоянием ученика и очень быстро передам ему желание что-то исследовать.

Цель ученического исследования – глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у учащихся исследовательских навыков. Проектная деятельность учащихся, позволяет обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят, при этом знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников я предлагаю выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив публичным докладом на научно-практической конференции школьного, муниципального и республиканского этапов по защите своей позиции.

Практика показывает, что опыт публичного выступления снимает многие страхи перед своими сверстниками. Даёт опыт отстаивания своей точки зрения. Создаёт чувство уверенности, когда действительно в работу вложена не только информация, но и частица своей души. Активное участие вместе со мной в работе над конкретной темой формирует у моих учеников концентрацию внимания, мобилизацию сил в заданном направлении, умению не распылять свои силы, а прикладывать их для получения результата. Я не стремлюсь всё проделать за ученика. Поощряю его выбрать тему, которая будет ему интересна, соответствует его мировосприятию, окажется ему по силам. Стараюсь только направлять и помогать в организации самостоятельного добывания знания и результата. Тем самым создается ситуация успешной защиты ученика во время публичной защиты на конференции. Он легко может ответить на все вопросы, так как легко ориентируется в своей работе и в самостоятельно сделанных выводах.

Я являюсь классным руководителем 9 класса. В прошлом году мои ученики прошли процедуру защиты обязательного проекта. У трех из них я была руководителем. Остальным оказывала посильную помощь. Шесть работ учеников моего класса (в том числе, у которых я была руководителем) были представлены для выступления на школьном этапе научно-практической конференции имени В.И. Вернадского. Два моих ученика с работами «Симметрия в хакасском искусстве» и «Математические софизмы» стали победителями и представляли нашу школу, в виде стендового доклада (приложение1) на муниципальном этапе, где один мой ученик с работой «Симметрия в хакасском искусстве» стал призером. Он представлял наш город на республиканском этапе, где получил особую грамоту «За использование…»

В 2018 году работа моего ученика «Геометрия в архитектуре» стала победителем на школьном этапе и призёром на муниципальном этапе.

Достойное выступление учащегося возможно только в случае организации педагогом самостоятельной активной деятельности в выбранном направлении.

Я считаю, что немало важную роль играет умение достойно представить свою работу

Важная роль педагога заключается в том, чтобы подготовить ученика к выступлению на аудиторию. Успех будет получен, только если выдержать все условия, перечислены выше:

- умение учителя создать условия для максимального участия ученика в исследовательском процессе - это самостоятельный выбор темы исследования, работа с различными источниками информации в выбранном направлении

- главная роль учителя научить ученика не растеряться в потоке полученной информации;

- проконтролировать, чтобы поставленные задачи совпадали с полученными выводами;

- относится к работе не предвзято, не подтягивать к желаемому результату, а уметь любой полученный результат оформить как новое знание;

- показать перспективу развития вашей темы и её практическое применение;

- во время подготовки к презентации задача учителя как психолога настраивать ученика не на победу, а на желание поделится своими результатами с другими ребятами.

Восточная мудрость гласит: «Любить может научить только тот, кто находиться в состоянии любви», поэтому любой педагог, желающий получить достойный результат, сам должен активно работать в этом направлении и только потом увлечь своей активной деятельностью учеников.

Библиографический список

1. А. Блинков, Д. Прокопенко. Защита реферата как форма проведения устного экзамена// Математика. – 1998. - №16.

2. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по математике/ Г.В. Дорофеев, Л.О. Денищева, Г.М. Кузнецова и др. – М.: Дрофа, 2001. – 96 с.

3. Что такое исследовательская работа [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/78/263/92398.php

4. Исследовательская деятельность учителя [Электронный ресурс]. URL: http://moirang.ru/publ/metodicheskie_materialy/metodicheskaja_rabota_uchitelja/issledovatelskaja_dejatelnost_pedagoga/10-1-0-23#.VvnWMX1Byvg

5. Исследовательская и проектная деятельность [Электронный ресурс]. URL: http://stupeni.399sch.ru/?page_id=2
2023-01-19 17:51 2022