Исследовательская и проектная деятельность

Чикаткова В. И. Игра и наблюдение в природе

Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf

Игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Поэтому, в своей работе с детьми по экологическому воспитанию большое значение придаю играм. Игра увлекает ребенка, ведет его в свой веселый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир, мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Если дети активные в жизни, игра помогает им овладеть знаниями об окружающей жизни, развивает их самостоятельность. Игры использую в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, наблюдениях и в свободное время.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, воспитывает в нем лучшие качества. Через игру и наблюдения дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относится.
Формирование экологической культуры через игровую деятельность стараюсь строить в системе знаний о природе, о связях и о существующих в ней зависимостях. Ведь чтобы стать участником игры ребенок должен усвоить определенные знания в соответствии с возрастом.
В младшем возрасте дети в совместной деятельности являются наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными, растениями, насекомыми. Спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят мои действия и охотно принимают в них участие.
На глазах у детей и вместе с ними забочусь о растениях. При посадке рябинки рассмотрели у саженца: корни ствол и почки. Потом посадили рябинку на участке детского сада. Поливали их. Наблюдали за ростом. Проходя мимо рябинок каждый день – здоровались с ними. Это общение имеет большое значение для детей. Целью этих наблюдений хотелось поддержать интерес детей к окружающему, вызвать удивление: почки раскрылись, появились листочки, радость открытия нового. Как листочки раскрываются, покажем ладошками. Это приводит детей в восторг. Они выполняют действие и это им нравится.
В уголке природы оформлена стена – лес: деревья, муравейник, насекомые, птицы, кормушка и скворечник (Рисунок 1).
Рисунок 1. Лес


Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет мне организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. В течение года проводилась игровая деятельность во время приема детей, вечерние часы, иногда и на занятиях и в свободное время: «Что расскажет березка о себе» (Рисунок 2); «В гости к березке»; «На помощь к муравьишке»; «В лесок пойдем и грибок найдем»; «Бабочки – красавицы» и др.
Рисунок 2. «Что расскажет березка о себе»


Все свои наблюдения на прогулках старались отображать в природном уголке (Рисунок 3). Делали выставки: «На кормушке», «Прилетели скворцы», «Березка» и др.
Рисунок 3. Выставка «Березка»


Рисование «Снегирь», «Белая береза под моим окном» и др. Играли в различные игры: «Кто как строит гнездо», «Что делает кукушка? Воробей?», «У медведя во бору» (Рисунок 4), «Узнай по описанию», «Послушаем березку» (Рисунок 5) и т д.


Рисунок 4. Подвижная игра «У медведя во бору»

Рисунок 5. Игра «Послушаем березку» Так же детям нравится игры – импровизации, в которых они могут с помощью движений изображать крону дерева, порыв ветра, светит солнышко, капельки дождя и т д. такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и изображений различных движений.
Экологические игры способствуют усвоению детьми готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию.
Итак, игра – не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром.
Результатом моей работы по воспитанию экологической культуры детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность, есть положительные результаты:
-На непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром дети стали более внимательными;
-Сформированы представления о предметах и явлениях живой природы – все связано между собой;
-Во время прогулок дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц, насекомых. Стали бережно относится к деревьям, цветам, насекомым и другим живым существам;
-Умеют замечать красоту природы в разное время года.
Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога: это пробудить, заинтересовать у детей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть примером подражания для детей.
Список литературы:
1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2009. - 286 с.
2. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольника / Г.Г. Кравцов. - М.: Юрайт, 2010. - 288 с.
2021