НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мурзина Е.С. Конспект литературного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Дом - как много в этом слове»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Цель: Знакомство детей с произведениями художественной литературы раскрывающих понятия «Дом».
Задачи:
Образовательные:
- расширять представление детей о произведениях художественной литературы;
-формировать интерес к художественному слову;
Развивающие:
- развивать понимание образной речи, активизировать словарь детей;
- закреплять умения использовать средства интонационной выразительности;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к художественной литературе, эмоциональное восприятие содержания художественного произведения.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с различными видами построек.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная установка, презентация по произведениям, магнитофон, конверты с разрезными картинками по произведениям используемые в презентации (по количеству детей (можно что бы они повторялись если количество детей превышает количество иллюстраций, используемых в занятии), конверт с портретами авторов стихов формата А-4.
Ход мероприятия:
Дети входят в зал,
Педагог: Здравствуйте, дорогие наши гости, вот и встретились мы с вами снова в нашем литературном квартале, рассаживаются на стульчики (свободные места). Ребята отгадайте загадку:
Очень много окон в нем
Мы живем и это ……… ( на экран титульный слайд с названием занятия)
Ответы детей …...ДОМ
звучит фонограмма «Шум стройки»,
Педагог: Что это мы слышим, что происходит сегодня в зале?
Ответы детей: шум экскаватора, пилы, стук молотка и.т.д. (на экране появляется слайд с изображением строительства дома)
Педагог: Мне кажется, что в нашем литературном квартале началась стройка, и строят дом. Скажите, а какой можно построить дом?
Ответы детей: кирпичный, деревянный, высокий, многоэтажный, теплый, уютный и т.д. (если дети затрудняются отвечать педагог задает наводящие вопросы: если дом построен из кирпича, то он какой? и т.д.)
Педагог: сегодня я приглашаю вас на необычную экскурсию, во время которой мы будем говорить о доме, и так как мы находимся в нашем литературном квартале, нам помогут литературные произведения вот послушайте какой дом построила поэтесса Екатерина Сергеевна Железнова.( на экране появляется слайд с изображением дома и портретом автора )

Я хочу построить дом
Чтоб окошко было в нем
Чтоб у дома дверь была
Рядом с ним сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял
Пес ворота охранял
Солнце было
Дождик шел
И тюльпан в саду расцвел.
Чтоб флажок на доме был
А за домом ежик жил.

Понравился вам - дом который построила Екатерина Железнова
Ответы детей: Понравилась / не понравилась
Педагог: чем понравился/ почему не понравился?
Какой дом получился у автора? Что в нем есть?
О чем бы вы еще сами рассказали если строили свой дом?
Ответы детей……..
Педагог: ребята, а если бы мы с вами зашли во внутрь дома что бы мы там увидели?
Ответы детей: лифт, лесенки, и.т.д.
Педагог: а вот послушайте ребята что поэт Николай Голь видит при входе к себе в дом (на экране появляется слайд с изображением прихожей и портретом автора ).

Во всех домах прихожие,
В общем то, пригожие:
В них коврики и вешалки,
В них зеркала повешены.
В дождь, ив снег, и в день погожий
Вход и выход – из прихожей.

Скажите, что же видит автор данного стихотворения при входе в свой дом?
Ответы детей:… ……..
Педагог: ребята, скажите какие еще комнаты могут быть в доме?
Ответы детей:…..
Педагог: Если в этой комнате – готовят кушать? (на экране появляется слайд с изображением кухни и портретом автора)
Ответы детей:……..
Педагог: да ребята правильно это кухня, вот послушайте Николай Голь тоже рассказывает о кухне:
Мама на кухне готовит обед.
Лучшего места для этого нет!
В кухне у нас красота, чистота:
Кухонный стол, сковородки, плита….
Скажите, а у вас такая же кухня?
Ответы детей: …..
Педагог: А вы помогаете готовить блюда? Какие?
Ответы детей:………..
Педагог: я то же предлагаю сделать вместе со мной блюдо которое называется – витаминный салат (проводит физкультминутку)
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трем, трем
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем.
В баночку кладем и пробуем
Резкие движения прямыми кистями рук вниз вверх (ножи)
Пальца рук сжаты в кулаки, движение кулаков от себя и к себе (терка)
Движение пальцев имитируя посыпание солью из щепотки
Интенсивное сжимание и разжимание пальцев в кулак
Сжимаем пальцы левой руку в кулак, накрываем мягкой ладонью правой руки кулак (имитируя крышку банки)
Подносим раскрытые ладошки ко рту имитируя жевания капусты

Вкусный получился салат?
Ответы детей:……….
Педагог: продолжаем двигаться по комнатам нашего литературного дома, и опять нам в этом помогут стихи Николая Голя, послушайте какая комната еще есть у него в доме, ( на экране появляется слайд с изображением детской комнаты и портретом автора)
Когда у нас свободный час,
мы зря не бьем баклуши –
ведь в детской комнате у нас
есть множество игрушек:
петрушка, «Лего», грузовик,
железная дорога….
К тому же в детской детских книг
На полке очень много!
Как называется следующая комната в нашем доме, по которому мы проводим экскурсию? Ребята, а у вас есть такая комната? Какие предметы вас окружают в детской комнате? (если дети говоря, что у них нет детской комнаты, можно сделать акцент что наверное есть выделенный уголок для игрушек и детских книжек)
Ответы детей: ……
Педагог: Послушайте еще о какой комнате есть стихотворение этого автора, (на экране появляется слайд с изображением спальни и портретом автора)
Спальня – комната, где спят.
Для примера, в нашей
Дремлют мишка и солдат,
Хрюша и Степашка.
Шепчет ночь из всех углов:
- Доброй ночи, сладких снов!
Ребята как называется данная комната? Что нужно делать в этой комнате? Как вы думаете какая атмосфера царит в этой комнате? Почему ночь шепчет?
Ответы детей: ……..
Ребята, послушайте еще одно стихотворение, его написала Лика Разумова называется оно «Дом в котором мы живем» (читает медленно с выражением, в это время на экране появляются слайды с иллюстрациями к стихотворению, «животное и его жилье»)

Дом, в котором мы живем,
Самый лучший в мире дом!
Для лисенка и крота-
Это теплая нора.
Для бельчат- в лесу дупло,
А для птенчиков – гнездо.
Для цыпленка скорлупа,
Для мышей – в полу дыра.
Для большого бегемота
Лучший дом его болото.
Для собаки конура,
Хатка в речке - для бобра.
Улей домик для пчелы,
Для жуков трава, цветы.
А червяк устроил дом
В спелом яблоке моем.
Там кругом его следов
И с наружи и внутри
Ох и хитрый червячок:
Натоптал, а сам молчок.

Ребята скажите, а у кого еще есть дом? (обращает внимание детей что у каждого животного тоже есть свой дом)
Ответы детей: ……….
Педагог: какой должен быть любой дом, чтобы хозяину: животному или человеку, он понравился?
Ответы детей: …… (уютный, удобный, теплый) если дети затрудняются отвечать педагог задает наводящие вопросы)
Педагог: ребята я предлагаю вам тоже построить теплый, уютный дом (проводит динамическую паузу (проводится 2раза) ( на экране появляется слайд с строительством дома)
Педагог
Дети
Дети повторяют движения динамической паузы
Будем строить новый дом!
Ряд за рядом бревна
Мы положим ровно
Ну готова, а теперь
Ставим лесенку и дверь
Окна расписные,
ставенки резные
Вот и печка, и труба
Для крылечка - два столбца.
Чердачок построим
Щелки паклею забьем
и готов наш новый дом!
Руки перед собой согнутые в локтях,
Перебирают перед собой руками, как будто складывают бревна
Топают ногами и делают движение, как будто открывают дверь
Круговые движения кистями рук верх и вниз, вправо в лево (имитируя узоры)
Правая рука перед собой согнутая в локте, левая поднятая вверх
Руки поднимаем вверх,
смыкаем над головой (в виде крыши)
Правою рукой движения забивания гвоздей
Хлопаем в ладоши, разводим руками

Педагог: ребята, завершить нашу экскурсию я хочу с помощью еще одного стихотворения написал его Леонид Маркович Дайнеко, вот послушайте (на экране появляется слайд с иллюстрацией к стихотворению и портретом автора)

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живешь в том светлом доме ты,
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели всегда ты будешь в нем.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом!

 Ребята о каком доме говориться в нашем последнем стихотворении? Что мы можем сделать что бы этот дом оставался таким какой он есть?
Ответы детей:……..(беречь, охранять природу).
Педагог: правильно ребята, природа — это наш общий дом, который нужно беречь и охранять. Посмотрите лежат кирпичики, а кирпичики не простые с секретом (конверты, кирпичного цвета, прямоугольной формы с разрезными иллюстрации к стихотворениям используемые в занятии). Берите каждый по кирпичику и смотрите что за секрет. (дети берут конверт и рассматривают содержимое).
Ответы детей: озвучивают что лежит в конвертах. (картинки к литературным произведениям, которые сегодня нам помогли построить дом).
Педагог: ребята давайте соберём картинки (дети подходят к столам и складывают картинку), что у вас получилась?
Ответы детей:…. Спальня, прихожая, дом, природа, дупло, белка, и т.д.
Педагог: правильно это предметы и персонажи наших литературных произведений. А у меня в руках тоже кирпичик только большой – это фундамент нашего литературного дома, давайте посмотрим, что же в моем конверте?! (на экране появляется слайд с изображением книжного дома с портретами всех авторов произведений, используемых в занятии).
Ответы детей: это авторы наших стихов.
Педагог: Ребята вам понравилась наша экскурсия, а что сделала ее такой интересной? О чем мы сегодня с вами говорили?
Ответы детей ….. литературные произведения ( если дети затрудняются ответить педагог задает наводящие вопросы, или подводит итог сам). На этом наша экскурсия заканчивается. Но мир литературных произведений всегда открыт для вас!
Дальнейшее развитие данной тематики возможно в:
1)       продуктивной деятельности детей: конструирование, рисование, создание чертежа или коллажа дома (комнаты) и т.д..
2)       подборе литературных произведений и разработка занятия для детей, в которых раскрывается понятие «Россия – дом родной».
3)       подборе литературных произведений и разработка занятия для детей в котором раскрывается понятие «Земля – наш общий дом».

Библиографический список

1.       Фопель К. как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / пер. с нем; в 4-х томах. Т.4. – М.: Генезис, 1999. – 160с.

Сведения об авторах

Мурзина Елена Сергеевна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №286, Россия, г. Екатеринбург
2019