Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Юнусова Р.А. Метод «социальные истории» в работе учителя-дефектолога с детьми с РАС

Библиографическое описание:
Юнусова Р.А. Метод «социальные истории» в работе учителя-дефектолога с детьми с РАС // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Это эффективный метод для обучения детей с расстройствами аутистического спектра социальным навыкам с помощью социальных историй: адресовано родителям и специалистам, которые могут применять данную методику при работе с детьми с РАС, а также с их типично развивающимися сверстниками.

Он был разработан Кэрол Грей в 1991 году, целью которого является предоставить аутичному человеку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (такие как: «кто», «что», «когда», «где» и «почему»). Теперь этот метод используется во всём мире.

Метод совершенствуется по мере накопления данных о его применении, основа остаётся неизменной и базируется на признании значимости к разным типам восприятия мира.
Социальные истории можно использовать для самых разных целей. По своей форме — это короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций и сопровождающиеся иллюстративным материалом. Они включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях, которая помогает человеку с расстройствами аутистического спектра сориентироваться в мире, почувствовать себя уверенно, включиться во взаимодействие с другими людьми. Специалисты и близкие людей с особенностями развития все шире применяют социальные истории и другие методы визуальной поддержки для обучения и социализации детей и взрослых.

В данной публикации я хочу поделиться своим опытом работы по методу социальных историй на примере «Экскурсия на Мещерское озеро» в первую очередь с теми, кто работает с детьми с расстройствами аутистического спектра. В своей работе я часто применяю этот метод и уверена в его эффективности.

Конспект «Экскурсия на Мещерское Озеро»

Цель:

- Формирование активной жизненной позиции у обучающихся с расстройствами аутистического спектра через закрепление знаний детей о прогулках и правилах поведения на озере.

Задачи:

1. закрепить знания детей о лете: жарко, солнце светит, вода стала теплой, но на озере никто не купается без взрослых;

2. познакомить детей с водными обитателями озера;

3. обогатить и активизировать словарный запас: озеро, вода, лето, игра;

4. привить любовь к родному краю, к озеру.

Организационные моменты:

· прибытие на озеро Мещерское;

· расположение учащихся и педагогов на берегу озера;

· проверка готовности к активностям.

После прибытия на озеро, мы с ребятами вспоминаем о правилах поведения на озере:

- «Ребята, вот мы и пришли к озеру. Путь был долгий, поэтому предлагаю вам присесть на скамейки и вспомнить о правилах поведения на природе, в частности на озере. Правила такие: если правильно, хлопаем в ладошки; если неправильно – топаем. Зеленый и красный цвета вам в помощь (зеленый да, красный нет). Все готовы, начинаем!»

После того, как изучили правила поведения, мы начинаем играть в «Ручеёк». Включается музыка, тьюторы помогают ребятам занять правильное положение.

Следующая игра: «Обруч». Ребята делятся на 2 команды. 2 педагога держат обруч (внизу и сверху – попеременно). Учащиеся по одному выходят и стараются мячиком попасть в цель (обруч).

Потом на очереди у нас игра «Передача светящегося мяча по кругу». Все играющие образуют круг. Одному играющему выдается мяч. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мяч игроку справа. Останавливается музыка и у кого окажется мяч, выходит в центр, машет всем руками и выходит из игры. Затем игра начинается снова. И так раза 4.

Затем игра: «Найди обитателей озера». По игровой площадке разбрасываются обитатели и жители озера. Ведущий называет одного обитателя (например, рыба). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше рыб. Потом ведущий называет ещё одного жителя озера (например, лягушка). И обучающиеся снова начинают искать лягушек. Выигрывает тот, кто быстрее собрал всех обитателей озера.

И напоследок у нас игра: ««Море волнуется раз».

Выбирается ведущий. Он произносит считалочку (пока он говорит, все игроки хаотично двигаются):

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри.

Игроки замирают, изображая "морскую" фигуру (перед этим ведущий показывает ребятам картинку морского жителя, которого они должны изобразить). Показываются примерно 3-4 фигуры.

В заключении, ребята получают «Орео» и садятся на пледы, чтобы перекусить.

Социальная история

ЭКСКУРСИЯ НА МЕЩЕРСКОЕ ОЗЕРО

Библиографический список

1. Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016;
2. Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях: методическое пособие. Москва, 2020. Методическое пособие разработано в рамках проекта «Инклюзивный музей»: https://in-museum.ru/
2023