Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Бутенко О.М. Организация социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ

Библиографическое описание:

Бутенко О.М. Организация социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью – это личности с особыми образовательными потребностями, требующие универсальных, общих для всех обучающихся, и индивидуальных подходов и методов воспитания в процессе формирования и развития личности

Для обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ особо сложным и более длительным процессом является адаптация к образовательной среде. Это вызвано рядом факторов, сформировавшихся в предшествующие периоды их жизни и учебы. Среди них могут быть пробелы в знаниях и специфические особенности восприятия, дефицит коммуникабельности, слабая ориентация в социуме, привычка к нетребовательному, снисходительному отношению, завышенные представления о своих возможностях и т.п. Эти факторы не могут быть причиной для изоляции инвалидов от профессионального образования, но требуют обеспечение социально-психологического сопровождения этой категории обучающихся в процессе инклюзивного образования.

В процессе профессионального становления обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом подходе, в создании условий безбарьерной среды, адаптированных технологий обучения, а также стиля общения в системе «преподаватель — студент».

Под сопровождением понимается метод, который достигается единством усилий специалистов разных направлений: педагогов, психологов, методистов, социальных педагогов, медицинских работников, других заинтересованных участников образовательного процесса. Студенты с инвалидностью и ОВЗ сложнее, чем здоровые студенты, проходят период адаптации к образовательному процессу. Проблемы студентов с ОВЗ не ограничиваются медицинскими аспектами, большая их часть являются социальными проблемами неравноценных возможностей: нарушение связей с окружающим миром, недоступность ряда культурных ценностей, ограниченность коммуникативных контактов. Целью социально-психологического сопровождения является создание в техникуме оптимальной воспитывающей среды, обеспечивающей помощь в развитии личности обучающегося с инвалидностью и ОВЗ, его общекультурных и профессиональных компетенций, помощь в адаптации к учебно-воспитательному процессу с учетом медико-психологических особенностей заболевания, в подготовке обучающихся к дальнейшей профессиональной деятельности по выбранной профессии или специальности.

В ГБПОУ РХ «Хакасский многопрофильный техникум» на начало 2022/2023 учебного года обучается 7 студентов с инвалидностью и ОВЗ по следующим нозологиям: 1 человек с нарушениями зрения, 6 студентов с соматическими заболеваниями. Конечно, заболевания, присутствующие у студентов, накладывают отпечаток на их личность в целом, они более ранимы в общении, некоторые, подсознательно защищая свое место в мире, закрываются от общения, стараются избегать «излишней» ответственности за свою успеваемость. При этом подавляющее большинство студентов с ОВЗ рассматривают обучение в техникуме не только как возможность получения профессии, но и как возможность окунуться в активную молодёжную среду, которая помогает ощутить себя равными среди других обучающихся, не имеющих проблем с физическим здоровьем.

На протяжении всего периода обучения студентов курируют специалисты медико – психолого - социально – педагогической службы «Ориентир»: зам. директора по учебно – воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, педагоги. Социально-педагогическое сопровождение осуществляется поэтапно.

На первом этапе проводятся психологическая и педагогическая диагностика, анкетирование студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья. На основе полученных данных разрабатываются рекомендации по оптимизации учебной и воспитательной деятельности. В направлении учебной деятельности предусмотрены посещения занятий студентов, консультации и семинары-практикумы для преподавателей, работающих с группой студентов с конкретной нозологией. Консультации по запросу разрабатывает и проводит педагог - психолог. В направлении воспитательной деятельности консультативную работу с кураторами групп организуют педагог-психолог и социальный педагог. На каждого студента с инвалидностью или ОВЗ заводится Карта индивидуального сопровождения. Заседания медико – психолого – социально - педагогической службы «Ориентир» предусмотрены три раза в год. По итогам первого заседания составляется Индивидуальная программа сопровождения на год, где даются рекомендации по организации индивидуального обучения и технологиям обучения, оговаривается охранительный режим для каждого студента с учетом его особенностей. Все специалисты сопровождения ведут записи по проведённой работе, а также по итогам года анализируется результативность реализованных мероприятий.

Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

1. Создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению студентов - инвалидов и лиц с ОВЗ, как субъекта социальной жизни;

2. Создание условий для психологического комфорта и безопасности студентов с ОВЗ;

3. Удовлетворение потребностей студентов с ОВЗ с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов, предупреждение и преодоления негативных явлений в семье, техникуме, ближайшем окружении и других социумах;

4. Защита прав личности обучающегося, обеспечение его социальной, психологической и физической безопасности, социально-психологическая поддержка и содействие обучающимся лицам с ОВЗ в проблемных ситуациях. Социально-психологическая работа проводится социальным педагогом, педагогом-психологом и кураторами. Она проводится на первом этапе и направлена на адаптацию. Основными методами служат: диагностика, психологическое консультирование, коррекция.

Поскольку для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ типичными являются проблемы в коммуникационной и эмоционально-волевой сферах, а также с самооценкой и повышенной тревожностью, следующий этап - это проведения коррекционной работы через тренинговые занятия.

Следующей формой помощи студентам с ОВЗ и инвалидностью является социальное сопровождение и поддержка, успешность которой возможна при выполнении следующей работы: исследование социально-бытовых условий семьи; изучение семейных взаимоотношений; обеспечение социальными стипендиями и материальными выплатами; оказание социальной и информационно-правовой помощи, защита прав и интересов студентов с ОВЗ и их семей в различных ведомствах и службах.

Большая роль в решении данных задач в техникуме принадлежит, прежде всего, педагогу-психологу, деятельность которого направлена на создание условий, способствующих развитию адаптивных способностей детей-инвалидов, всестороннего формирования у них когнитивных и личностных свойств, раскрытию их внутреннего потенциала, помогающему в дальнейшем развивать у них профессиональное и личностное самоопределение.

Основные направления работы педагога-психолога здесь следующие:

Диагностическое. Для исследования когнитивного потенциала, активности, основных интересов и профессионального самоопределения используются следующие методики:

1) Тест Д. Векслера, который направлен на изучение недостатков развития мыслительных процессов, сформированности или, напротив, несформированности приемов учебной деятельности. Он позволяет комплексно определить отдельные проявления как вербального интеллекта (осведомленность, умение устанавливать сходство объектов и явлений, словарный запас, математические способности, кратковременную память), так и невербального (умения находить недостающие детали объектов, складывать из кубиков разнообразные фигуры, устанавливать логическую последовательность событий, работать с лабиринтами, распределять и концентрировать свое внимание);

2) Метод «Неоконченных предложений», основанный на технике «Звездная карта моей жизни» (Л.Ф.Анн), где обучающемуся предлагается закончить различные предложения, например: «Мое любимое увлечение…»;

3) Анкета Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович «Изучение профессиональных намерений обучающихся» (которую можно проводить и с родителями), позволяющая выявить готовность к выбору профессии, уровень развития профессиональных интересов, намерений, сведения об общих жизненных планах студентов, знаниях о выбранной профессии и оценке обучающимся своей пригодности к ней, об оценке родителей и подростков по профессиональному самоопределению;

4) Методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток; Е.А.Климов и соавт.; О.П. Мешковская и соавт.). Она позволяет выявить интересы в следующих сферах: биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, транспорт и др.

Консультативно-просветительское. Проводятся консультации с родителями обучающихся-инвалидов или их законными представителями, и самими подростками по вопросам профессионального самоопределения; а также консультации по развитию у них позитивного отношения к будущему с помощью использования историй о знаменитых людях-инвалидах, достигших успеха.

Коррекционно-развивающее. Цель – развитие целеполагания, настойчивости, планирования своего времени, интернальности, осознания места в своей жизни. Сюда входят следующие виды работы:

1. Развитие представления о значимости времени и умения его планировать с помощью авторского упражнения «Ценность времени». Надо сесть в кресло, расслабиться, и в течение 3-5 минут смотреть на движение стрелок часов. Рассказать об ощущениях. Задается вопрос, что можно сделать за это время.

2. Постановка и реализация общественных целей, связанных с познавательной деятельностью на основе упражнений психосинтеза «Превращаем проблемы в цели», «Сон наяву», «Ожидания». Вначале обучающемуся предлагается составить список проблем, связанных с выбором профессии и окончанием техникума. После этого нужно ответить на такие вопросы. Что мне не нравится? Какие трудности у меня в учебе? Чего бы мне хотелось достигнуть в жизни? Что в жизни меня пугает? Как бы я хотел развивать себя? Что мне нужно делать, чтобы мной гордились? Как бы я хотел показать себя? Что бы я хотел улучшить в себе? После этого нужно выбрать ту проблему, которую бы хотелось решить больше всего, и сделать ее целью. Подумать о том, как ее можно достичь. В этом случае рекомендации могут дать и родители, участвовавшие в выполнении упражнений. На 2-й стадии работы в течение отведенного времени нужно обучающемуся написать или рассказать о том, чего бы ему хотелось в будущем, но его мечты должны касаться его профессии и деятельности в ней, а не других сфер. Затем нужно рассказать о том, что нужно, чтобы их осуществить. В конце обучающемуся предлагается написать о негативных и позитивных ожиданиях в будущем, связанных с интересами и выбранной профессией. Затем нужно выбрать негативные ожидания и заменить на позитивные.

3. Постановка и реализация профессиональных целей на основе упражнения Л.Ф.Анн «Машина времени» и программы развития временной перспективы И.В.Дубровиной, Н.И.Гуткиной и других. Педагог-психолог говорит о том, что с помощью машины времени подростки могут перенестись в свое будущее. Здесь они должны описать его и нарисовать. Если обучающиеся описывают достижение профессиональной цели, то педагог-психолог спрашивает у них, с помощью каких действий они к ней пришли. В случае же ее отсутствия, ребята должны сформулировать ее, причем в положительных терминах. Затем проанализировать, какие действия необходимы для достижения этой цели и сколько времени требуется для их выполнения. Полезно вспоминать случаи, где обучающиеся достигли успешности и действия, ведущие к ней. В качестве советчиков в выполнение данного упражнения привлекаются и родители.

4. Формирование целеполагания с помощью коррекционной работы, разработанной автором на основе техник когнитивной терапии А.Бека и направленной на устранение отрицательных суждений о будущем и профессиональной деятельности, создании позитивных и побуждения к действиям, в соответствии с ними. Обучающемуся предлагается набор ценностей, из которых он должен выбрать самые привлекательные. Задаются вопросы. Что для вас важнее: знания или уважение других? Престижная профессия или та, где можно развиваться? Книги или развлечения? Интересная профессия или та, что даст возможность получать высокую зарплату? Дальнейшее обучение или семейная жизнь? Хорошие отметки в учебе или знания в избранной профессии? Дальнейшая учеба или жизнь беспечная и легкая? Затем подростку нужно составить список старых убеждений и создать связь между ними и ценностями. После этого – перечень новых суждений, причем таких, чтобы они совпадали с познавательными ценностями. Надо выявить ценность и позитивное значение каждого суждения, а также представить ценности, связанные с познавательной деятельностью в каких-нибудь ситуациях. Устранение негативных суждений о познании ведется с помощью беседы. Выявив их, психолог задает ряд вопросов, с помощью которых обучающийся может проявить рефлексию. Представь себе, что может плохого случиться в твоей жизни из-за этих суждений? Что ты уже потерял? Что произошло во взаимоотношениях с окружающими из-за них? Как это повлияло на твою жизнь?

Вовлечение обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ в общественную жизнь техникума и городские мероприятия (экскурсии, классные часы, концерты, квест-игры и т.д.) являются также залогом успешной социально-психологической адаптации обеспечения развития их личности. Таким образом, оказание социально-психологического сопровождения лицам с инвалидностью и ОВЗ, позволяет подготовить их как самостоятельную, ответственную и социально мобильную личности, а также позволяет привести к личностному самоопределению и саморазвитию, к успешной социализации в обществе и активной адаптации.

В техникуме ведёт активную общественную деятельность волонтёрское студенческое объединение «Твой выбор». Благодаря заботе и усилиям ребят ни один студент с инвалидностью не остаётся без помощи и поддержки, будь то спортивное или культурное мероприятие, проведение чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов «Абилимпикс» или обычные студенческие будни. Таким образом, с внедрением инклюзивного образования в жизнь общества в целом и в жизнь нашего техникума прочно вошло такое понятия как «сопровождение». И этот взаимообразный процесс, ставя перед педагогическим сообществом новые задачи, даёт не только мощную мотивацию к саморазвитию, но и одновременно возможность повышать свои компетенции.

Библиографический список:1. Айсмонтас Б.Б., Галиуллина С.Д. Особенности получения образовательных услуг в условиях инклюзивного обучения // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика, 2015. № 3. С.25–30.

2. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. - М., 2001.- 234 с.

3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с.

4. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога [Текст] / И.Г.Малкина-Пых; авт. вступ. ст. И.Г.Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2007. –784 с. 4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]. В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.– 384 с.

5. Мачула Н.В. Инклюзивное профессиональное образование: состояние и перспективы развития: материалы Всероссийской научно- практической конференции: сб. [Электронный ресурс] / Рос. гос. соц. ун-т, Нац. центр «Абилимпикс». – Электрон. дан. – М.: Издательство РГСУ, 2019. С. – 118.
2023