Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Куранова И.В. Классный час «Искусство жить с непохожими людьми»

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


Цель:
1.       Познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.
2.       Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
3.       Воспитывать коммуникативную культуру в общении и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.
4.       Способствовать развитию у учащихся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
5.       Развивать у учащихся терпимость к различиям между людьми.
Оборудование: презентация, фильм (отрывок) «Чучело», дерево толерантности, листы в виде листочков.
«Искусство жить с непохожими людьми» - это не рассуждение; это настоящее чудо понять, принять людей такими, какие они есть.
Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня. «Толерантность – путь к миру!».
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей.
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Чучело – предатель!» в этой фразе из знаменитого фильма Ролана Быкова всего два слова, но какая в них бездна негатива, какая пропасть ненависти разделяет маленькую девочку, героиню фильма, и ее одноклассников! (Просмотр фильма)
А ведь эти дети принадлежат к одной культуре, они говорят на одном языке, их не разделяют религиозные, социальные и расовые барьеры. И все-таки если ребенок другой, если он не похож на своих одноклассников, эта непохожесть становится причиной драматических событий, «Драматических потому», что все происходит в фильме. В жизни малейшие несовпадения в поведении, в привычках, в одежде, прическе или образе жизни могут обернуться не драмой, а трагедией. Трагедией живых людей и взрослых, трагедией тех, кого преследуют, унижают, убивают, и трагедией тех, кто это делает, - ведь для них эти действия зачеркивают путь в нормальную цивилизованную жизнь.
Фильм «Чучело» вышел в 1982 году, он потряс зрителей, но, к сожалению, уровень зла, ненависти в нашем обществе с той поры не просто вырос – вырос во много раз. Милостыню нищим людям подают не богатые, не бедные. Милостыню подают люди добрые, а это не имеет никакого отношения к их материальному состоянию.
Подготовка к инсценировке «Сказочки о счастье».
Приглашаются 3 мальчика (король, старец, солдат) и 2 девочки (девочка, старуха). Текст автора читает учитель. Дети получают реквизит (король - корону, девочка – рваное платье, солдат - саблю, старуха – палочку, старец - седую бороду) и выходят из класса для подготовки сценки.

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
Вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Домой ей привезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет

Вопросы к учащимся:
Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
Как вы думаете, почему изменился король?
Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
Чему нас учит эта сказка?
Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.
Класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
• любовь;
• прощение;
• терпение.
и в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Толерантность - это не простое чувство, Его не в раз приобретешь: Сколько надо проявить благородства и сочувствия, Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным: быть - это искусство!
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
Понял Я, что это - уважение
К мнению не только своему.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс не пущу.
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир
Все вместе (хором).
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Теперь вырастим традиционное дерево Толерантности нашего класса. Для этого мы выполним творческую работу. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями. Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по- вашему, надо сделать, чтобы наш класс, наша школа стала пространством толерантности, Т.е. чтобы отношения в них стали как можно более толерантными. Затем листочки приклейте на дерево. (под музыку Непоседы «Дети солнца»).
Подошел к концу наш классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Библиографический список

1.      Северина О.А., Дронова Т.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. М.: Глобус-Панорама, 2009. 240 с.
2.      Асмолов А. Г., Солдатова Г.У., Макрчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности. М.: Издательский дом «Московия», 2009. 312 с.
3.      Китайская притча «Ладная семья» [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=c1BP6s_sydM (дата обращения: 01.12.2019).
4.      Фильм «Чучело» [Электронный ресурс]. URL: https://www.ivi.ru/watch/chuchelo (дата обращения: 01.12.2019).
2019