Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Антонова Н.Б. Кинезиология в детском саду

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Воспитателю необходимо все время находиться в поиске, развиваться - ведь социуму нужны умные и здоровые люди, чтобы поднимать и развивать страну. На сегодня значительная часть знаний, полученных одним поколением, может стать абсолютно ненужной для следующего поколения. Эта тенденция ставит перед нами, воспитателями, новую цель - необходимость обучению более быстрому усвоению приобретаемых знаний и моделированию новых способов обработки информации. Поэтому главное сегодня в дошкольном образовании – не только дать базовые знания, но и подготовить мозг к постоянному их получению и усвоению в дальнейшем.
Для успешного обучения и развития ребенка, одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия, т.к. основное развитие межполушарных связей (мозолистого тела - нервных волокон) формируется у девочек до 7-ми лет и у мальчиков до 8-ми. Эти связи можно и нужно развивать посредством кинезиологических упражнений.
Все мы знаем о существовании двух полушарий нашего мозга. И о нервных волокнах, связывающих эти полушария. Так вот интеллект находится не в правом полушарии, и не в левом, а между ними – в способности нервных волокон перекидывать для обработки информацию в разные полушария. Именно это межполушарное взаимодействие -перекидывание информации - и является основой интеллекта. Учёные В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов и другие доказали, что двигательные упражнения способствуют стимуляции интеллектуального развития и появлению новых нервных связей. Движение – жизнь, а еще и – ум! Слушая лекции профессора Татьяны Владимировны Черниговской, я убедилась, что одно полушарие, работающее без связи со вторым – абсолютно бесполезно. Хоть мы и говорим, что правое полушарие – гуманитарное, а левое – математическое, но если выключить одно из полушарий, или разрезать комиссуры, то не будет ни математика, ни гуманитария. Нарушение межполушарного взаимодействия приводит к искажению познавательной деятельности детей, к нарушению психических процессов, таких, как мышление, внимание, память. Поэтому главной целью воспитателя является подготовить мозг ребенка, улучшить межполушарное взаимодействие, т.е. способствовать развитию интеллекта подрастающего поколения.
Кинезиология – от греческих слов: движение и знание - наука о мышечном движении человека, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие. Создает новые нейронные сети!? – много ли мы знаем способов для этого? Поэтому эта методика уникальна: через достаточно простые упражнения мы в прямом смысле развиваем мозг, улучшаем мыслительные процессы.
Кинезиология изучает механику, физиологию, психологию движений. И существует она уже очень давно, но является недооцененным элементом правильного и полноценного развития. Ещё Аристотель и Гиппократ использовали кинезиологические упражнения для укрепления своего здоровья. Основатель кинезиологии в современном виде Джордж Гудхардт принял за основу древний метод индейцев, развил его, создав достаточно стройную теорию. В наши дни медицина взяла этот метод на вооружение (Энергетическая кинезиология. Психотерапевтическая кинезиология).
В детском саду использовать можно только начальный уровень, в виде пальчиковой гимнастики или определенных движений тела. Однако чаще всего в работе с детьми используется очень простая пальчиковая гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики рук. Кинезиологические упражнения для улучшения межполушарного взаимодействия, т.н. гимнастика для мозга – это постепенное усложнение упражнений. Эти упражнения вызывают у детей большие затруднения и смех в начале (например, упражнение “ухо-нос”), и море радости, когда все начинает получаться. Но, как и любая система, нацеленная на результат, эти упражнения необходимо делать регулярно, только тогда будет виден эффект. Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Во время первых упражнений, дети с удивлением обнаруживают, что не могут повторить, казалось бы, простые движения вслед за воспитателем. Однако по прошествии некоторого времени их не меньше удивляет то, что они также стараются, как в начале, но пальчики начинают вдруг слушаться.
На данный момент для активизации мозговой деятельности обоих полушарий детей я использую в своей работе кинезиологические упражнения с усложняющейся структурой: эти упражнения позволяют улучшать межполушарное взаимодействие, мыслительную деятельность, развивают мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, улучшают графические навыки и зрительно-моторную координацию детей. Это особенно актуально в старшей и подготовительной группе. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении.
Упражнения выполняют сначала правой рукой (ведущей), затем левой, и лишь после этого – двумя руками одновременно. Темп сначала медленный, но по мере усвоения упражнения темп увеличивается до максимально комфортного ребенку.
Перед комплексом кинезиологических упражнений, полезно провести дыхательную гимнастику, которая улучшит кровоснабжение и мышц, и мозга. В своей работе я использую дыхательную гимнастику Стрельниковой. Эта гимнастика ритмична, динамична, подключаемые образы животных детям нравятся, они делают ее с удовольствием. Также эта гимнастика укрепляет легкие и бронхи, что улучшает сопротивляемость организма инфекциям. Так что эта дыхательная гимнастика полезна вдвойне.
Японская пословица гласит:
“Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – Я пойму!”.
Любая деятельность руками выводит мыслительные процессы на новый уровень. После кинезиологических упражнений в качестве подготовки мозга к деятельности, я предлагаю ребятам оригами, которое также задействует оба полушария. Профессор Кавасима Рюта, занимаясь изучением физиологии мозга в Университете Тохоку (Япония) показал, что выполнение оригами увеличивает поток крови, проходящей через префронтальную зону головного мозга, помогая ему лучше работать. Оригами не только дает ребенку возможность «мыслить руками», но развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера; занятия им развивают память, активизируют мозг, способствуют развитию умения концентрировать внимание.
Таким образом, эти компоненты активизации межполушарного взаимодействия оказывают положительное влияние на мыслительные процессы у детей, которые выражаются в практической деятельности. На опыте работы с детьми я убедилась в том, что осуществляя все три компонента (дыхательная гимнастика Стрельниковой, кинезиологические упражнения для улучшения межполушарного взаимодействия и оригами), направленных по сути на одно - улучшить работу мозга - дают очень хороший эффект, заметный уже через несколько месяцев работы. Работать в этом направлении необходимо ежедневно, так же, как работают спортсмены, укрепляя мышцы.
Кинезиологические упражнения могут иметь и кратковременный, и куммулятивный эффект. Второй предпочтительнее. Для этого работа должна проводиться в системе, с постепенным усложнением упражнений и увеличением скорости выполнения. Но только если ребенок хочет выполнять их. Бывают моменты, когда ребятам надоедает выполнять эти упражнения, тогда их можно немного модифицировать, добавить образности для свежести восприятия. Хороший эффект дает выполнение этих упражнений с родителями – мало кто из родителей с первого раза может выполнить упражнение, например, “ухо-нос”. Это вызывает у ребенка и родителя положительные эмоции, и дает ребенку новый стимул в выполнении подобных упражнений.
Кинезиология позволяет существенно повысить уровень готовности к обучению, улучшая физиологические и психологические процессы работы головного мозга, что так необходимо в век быстрой смены ранее значимой информации.
Библиографический список
1. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. СПб.: Весь, 2017.
2.Семенова М.А. Левое и правое. М.: Карапуз, 2018.
3.Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Ростов н/Д: Феникс, 2018.
2019