Актуальные вопросы начального общего образования

Егорова Н.Ю. Эффективные приемы формирования навыка смыслового чтения текстов разных жанров в начальной школе

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf

Чтение-это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению технической стороной чтения. Скорее, чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
В отечественной и зарубежной методике обучения чтению есть ряд разработок по формированию различных читательских приемов, освоение которых значительно улучшит качество обработки прочитанного текста. Овладение приемами происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.
Направленное чтение.
Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.
1. Актуализация.
Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.
2. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.
3. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.
4. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.
5. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.
Составление вопросного плана
Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
· В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
Памятка для учащегося:
· внимательно прочитать текст;
· выделить главную мысль текста;
· проверить, как они соотносятся между собой;
· сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);
· определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;
· сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;
· прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли чего-то важного.
Чтение в парах - обобщение в парах.
Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик - читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент - слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
Читаем и спрашиваем.
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2. Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.)
3. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой - отвечает на него.
4. Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.
Дневник двойных записей.
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой - написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Чтение с пометками.
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
v Знакомая информация
+ Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Этот прием дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику - классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.
Синквейн.
Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову проработанного текста.
Синквейн - «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing - пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура синквейна
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
Некоторые из приведенных выше приёмов были апробированы нами на преддипломной практике и показали хорошую результативность. Они способствуют развитию навыков смыслового чтения. А осмысленное чтение помогает обучающимся самостоятельно получать информацию в условиях общения с главным источником знаний - книгой, то есть формировать познавательные УУД. Также хочется добавить, что важна систематическая работа по формированию этих навыков, использовать различные приёмы, задания нужно не от случая к случаю, а на каждом уроке. Тогда у детей не только формируются навыки смыслового чтения, но и возникает интерес к чтению за счет использования разнообразных видов работы с текстом.
Список литературы:
1.        Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская/ под ред.А.Г. Асмолова, 2-е изд. - М.: Просвещение
2.        Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться Пособие для учителей начальных классов/ Г.А. Цукерман. - М.: Педагогический центр "Эксперимент"
3.        Кухтинская И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся/ И.В. Кухтинская// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2
2019