Информационные технологии в современном образовательном процессе

Сарбаева Л. В. Цифровая образовательная среда в процессе обучения


Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач, определенных в качестве приоритетных для системы образования в Указе Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» (указ № 204 от 7 мая 2018 г.):
·          во-первых, обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
·          во-вторых, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Проект реализуется с 01.01.2019 по 31.12.2024 г.
Одним из федеральных проектов Национального проекта «Образование» является «Цифровая образовательная среда». Это цифровое пространство, которое объединяет всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей.
Основная задача федерального проекта «Цифровая образовательная среда в нашей образовательной организации (ГБОУ СОШ №10 г.о.Чапаевск Самарской области) успешно реализуется через:
ü комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
ü совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование;
ü систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ЦОС.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) нашего образовательного учреждения включает:
·          Официальный сайт ОУ: http://gbousosh10.minobr63.ru/.
·          ГИС «АСУ РСО» (школьный модуль): дневник, журнал, расписание, ЦОР, внутренняя электронная почта между участниками образовательного процесса https://asurso.ru/.
·          Бесплатные почтовые сервисы: mail.ru, yandex.ru.
•         Интернет- мессенджеры: Viber, WhatsApp.
•         Трансляции ВКонтакте: https://vk.com.
·          Бесплатный сервис для видеосвязи: ZOOM.
·          Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/.
·          Образовательный центр Сириус: https://sochisirius.ru/.
·          Яндекс - Учебник https://education, интерактивные образовательные платформы: ЯКласс - https://www.yaklass.ru/, Учи.ру - https://uchi.ru/
·          Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart - https://edu.skysmart.ru/, которая позволяет выполнять цифровые домашние задания по школьной программе.
ЦОС образовательного учреждения обеспечивает возможность осуществления в электронной (цифровой) форме следующих видов деятельности:
· планировать образовательный процесс;
·          размещать и сохранять материалы образовательного процесса, используемых участниками образовательного процесса;
· фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы;
· взаимодействовать между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционно посредством сети Интернет;
· контролировать доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет;
Реализация ЦОС обеспечит:
ученикам:
·          обучение в комфортной цифровой среде;
·          создание ситуации успешности и повышения интереса к обучению;
§  получить возможность обеспечения деятельностного подхода;
·          развитие проектно-исследовательской деятельности;
·          улучшение результатов освоения образовательной программы;
·          сориентировать обучающихся на самообразование;
·          расширение возможностей для построения персональной образовательной траектории;
·          формирование осознанного выбора профессии на основе полученных цифровых компетенций;
родителям:
· расширение образовательных возможностей для ребенка;
· повышение прозрачности образовательного процесса за счет информирования об успеваемости и посещаемости ребенка в реальном времени;
· облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса;
учителям:
· снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
· повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
· получение дополнительных возможностей для саморазвития;
· формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
· формирование новых условий для мотивации учеников;
· облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика;
школе:
· повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на информационно-коммуникационные технологии;
· расширение возможностей образовательного процесса за счет сетевой организации;
· расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Появление ЦОР меняет формы и методы процесса обучения, что позволяет перейти учителю от объяснительно-иллюстративных методов обучения к интерактивным. Это делает урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.
Использование ЦОР на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизирует их внимание, повышает творческий потенциал личности, интерактивность, усиливает их самостоятельность.
Для меня, очевидно, что средства ЦОР – это надежный помощник и эффективное средство преподавания различных школьных предметов и проведения внеклассной деятельности.

Библиографический список

1.       Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения:
Аналитическая записка. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2011 - 12 с.
2.       Сайт Минпросвещения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national -project/. (дата обращения: 09.01.2022).
3.       Сайт Будущее России. Национальный проект –[Электронный ресурс]. URL: https://futurerussia.gov.ru/obrazovanie. (дата обращения: 09.01.2022).
2022