НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Хе Н. Н. Ребенок в общении с людьми и взаимодействии с природой: беседы о безопасности жизнедеятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется в его сознании навсегда. Поэтому очень важно с ранних лет привить навыки безопасного поведения.
Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.
С давних времен старшее поколение передавало свой опыт младшим. И чтобы как–то этот опыт мог заинтересовать юных ребят, взрослые решили передавать важную информацию с помощью различных сказок. Шло время и постепенно люди стали забывать, что в сказках заложена мудрость их предков.
Чтобы разобраться в поставленной мной проблеме, следует привести несколько определений. Сказка в словаре трактуется, как один из основных жанров устного народно–поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел [2].
Культура безопасности – «это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области» [4].
Теперь, разобравшись в ключевых терминах, перейдем к сути проблемы, а именно к влиянию сказок на формирование культуры безопасности человека.
Сказка, как способ обучения, развития и воспитания, является одним из самых древних методов. Именно через сказки наши предки передавали подрастающему поколению свой жизненный опыт, традиции и обычаи. Как пишет Елена Коровина: «Сказки имеются у каждого народа, потому что процесс их создания и есть самопонимание этого народа» [1].
Стоит отметить, что существенное влияние на формирование культуры безопасности ребенка могут оказать некоторые упражнения. Одно из самых известных – это анализ сказки. Ребенок отвечает на вопросы, такие как: кто главные герои, какие они, что у них произошло, почему они так поступили, как бы ты поступил на их месте, почему и чему нас учит эта сказка. Родители, занимающиеся со своим ребенком таким образом постепенно закладывают базу знаний, которые в дальнейшем формируют культуру безопасности.
Давайте теперь разберемся на самих примерах сказок, обучающих культуре безопасности.
Мною был проведен цикл занятий, разработанный с учетом программного материала для детей младшего дошкольного возраста. Детям очень нравятся сказки, они с удовольствием вовлекаются в их сюжет, эмоционально отзываются на переживания героев. В то же время ситуации, произошедшие в сказках, могут случиться и в реальной жизни. Поэтому так важно знакомить детей с правилами безопасного поведения, их значимостью и возможными последствиями в случае нарушения. Нужно учить детей реагировать на такие жизненные ситуации, опираясь на правила безопасности.
Мы читали и разбирали русские народные сказки: «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди».
Беседа по сказке «Колобок».
- Какая лиса в сказке? Как она разговаривала с колобком? И что же в конце она сделала? (Лиса хвалила колобка, была ласкова с ним, но съела его)
Вывод: И в жизни встречаются такие люди, они могут хвалить вас, угостить конфеткой, а на самом деле могут причинить вам зло, увезти далеко от родителей. Поэтому, нельзя разговаривать с чужими людьми, брать у них что-либо и уходить с ними!
Беседа по сказке «Маша и медведь».
- Куда пошла Маша? Что ей наказывали бабушка и дедушка? Что с ней случилось? (Маша пошла в лес, ушла от подружек и заблудилась)
Вывод: Надо слушать взрослых, не уходить одному, можно потеряться.
Беседа по сказке «Волк и семеро козлят».
- Что сделал волк? (Обманул козлят)
Вывод: Вот что может случиться, когда открываешь дверь незнакомым людям. Надо звать взрослых, когда вы одни, нельзя открывать дверь, всегда надо спрашивать, кто пришел.
Беседа по сказке «Гуси-лебеди».
- Что наказывали родители Аленушке? ( Не ходить со двора, быть умницей, беречь братца). Послушалась она их? Что потом случилось? Почему гуси-лебеди унесли Иванушку? (Потому что он остался один, за ним никто не присматривал). Кто встретился у Аленушки на пути? Как разговаривала с ними Аленушка? (Грубо, поэтому ей не помогали найти дорогу) Когда Аленушка нашла братца, кто им помог убежать от Бабы Яги? Почему? (Она попросила помощи и разговаривала вежливо)
Вывод: Аленушка исправилась, стала вежливой и появилось у нее много друзей. И не стала она больше оставлять без присмотра своего братца. И вы должны быть вежливыми, не ругаться со своими друзьями и слушаться родителей.
Наряду с чтением и разбором, мы применяем и нетрадиционные формы работы со сказками. По мотивам сказок, у нас проходят в саду квесты с родителями в форме спортивного мероприятия. Дети совместно с детьми проходят разные этапы: встреча с яблоней, с речкой, с печкой, с Бабой-Ягой. В процессе объясняем, что одним подходить к воде опасно, что печка горячая, модно обжечься, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми и доверять им и т.д. Дети старших групп ставят постановки для малышей. Проводим сказочные тур-слеты, там же разговариваем о безопасности.
Сказка - наше главное оружие, главное пособие, инструмент, с помощью которого мы можем привить нашим детям – добро, способы взаимоотношений, коммуникационные навыки. Это кладезь народной мудрости, которую мы не должны забывать!
Недаром Пушкин сказал: «Сказка ложь, да в ней намек! Кто познает – тем урок».

Список литературы

1. Знаем ли мы свои любимые сказки? Скрытый смысл, зашифрованный сказочниками. Читаем между строк/Е.А. Коровина. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2013.–381 с., ил.
2. Литературный энциклопедический словарь, 1988
3. Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной Сказки, Ленинград, 1946
4. Современный комплекс проблем безопасности /Под ред. В. В. Сапронова. — М., 2009
2020