Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Лазарева Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через музейную педагогику

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Гражданско-патриотическое воспитание всегда было и будет одним из важнейших направлений в работе педагога. Быть патриотом непросто, но тот, кто любит свою Родину, большую и малую, постарается жить, работать и творить на ее благо. Большой вклад в патриотическое воспитание учащихся вносит система дополнительного образования, в частности, организация школьного музея.
Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В ней в считанные минуты, за короткое время, человек может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и сопоставить, сравнить события разных эпох. Музей можно сравнить и с книгой памяти, ведь собранные документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времен и поколений.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» имени Героя Советского Союза Д. Ф. Лавриненко г. Протвино Московской области по праву может гордиться музейным комплексом «Наследие», который состоит из 4-х залов: Истории школы №3, Системы образования г. Протвино, зала Боевой славы, зала народного быта и творчества «Мир времени».
2 апреля 2017 года в рамках семинара «Приоритетные направления и результаты реализации программы развития «Адаптивная личностно – ориентированная школа»» состоялось открытие, презентация зала «Мир времени», на котором присутствовали почётные гости: доктор педагогических наук, профессор кафедры воспитательных систем ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» Фролова С. Л., глава г. Протвино Борисов В. Л., Романенко В. М., начальник военно-учётного стола и патриотического воспитания, члены Совета ветеранов, гости из г. Серпухов, директора и преподаватели школ города, учащиеся, их родители.
 
Цель долгосрочного проекта «Мир времени»: воспитание у детей и подростков нравственных и духовных качеств посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа; приобщение обучающихся к историческому и духовному наследию малой Родины через практическое участие в сборе и хранении архивных документов, воспитание чувства патриотизма, способности понимать и принимать национальную культуру.
В зале народного быта и творчества «Мир времени» собраны вещи, предметы домашнего обихода человека конца XIX – XX века, советской эпохи. Также там можно увидеть поделки обучающихся из природного материала, выполненные на уроках технологии.
 
Идея создания данного зала возникла спонтанно, в процессе разбора вещей одним из сотрудников школы у себя на даче, постройке, относящейся к началу XX века. Адрес: деревня Петровское, Серпуховского района, Московской области.
 
Первое, что попалось в руки педагогу, был деревянный брусок с рифлёной подошвой – рубель. Оказывается, что таким предметом раньше на Руси люди прокатывали влажные тканевые вещи. Впоследствии, были обнаружены старинные утюги (цельнолитой чугунный, угольный), чуть позже найдены утюги советской эпохи с терморегулятором. Таким образом, получилась коллекция гладильных инструментов.
Если данные предметы быта представляют культурную и историческую ценность для нас, для будущего поколения, потомков, то нам ничего не оставалось сделать, как сохранить их, посредством создания отдельного зала, посвящённого прошлому, историческому и культурному наследию нашей Родины. Менее чем за год в музее обрели свой приют лапти, прялки, швейные машинки, самовары, чайники, радиоприёмники, изделия из керамики, чугуны, ухваты, ушаты, сундуки и другие ценные вещи. Все атрибуты конца XIX – XX века были целенаправленно привезены, доставлены в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» имени Героя Советского Союза Д. Ф. Лавриненко волонтёрами инициативной группы из разных областей, уголков нашей родины: Московской, Калужской, Тульской, Тверской, Вологодской, р. Карелия.
 
Имея в арсенале множество уникальных экспонатов, среди них пасочница (деревянная форма для приготовления пасхального блюда – творожной пасхи), кошель (берестяной короб), Библия начала XX века и другие, в музее начала развиваться научно-исследовательская и проектная деятельность. Так, среди обучающихся стал популярен конкурс «История одного экспоната», где ребята брали один из предметов, находящихся в зале «Мир времени» и не только в нём, исследовали, применяя разнообразные методы: поиск информации в источниках, интервьюирование, экспериментирование, моделирование, практическое использование объекта исследования в современной жизни и так далее. Авторы работ: «Тайны русской пасочницы», «Господин Утюг: от старины до современности», «Живые свидетели войны», «Мутовка» не раз становились лауреатами I степени муниципальных, межрегиональных, областных и всероссийских конференций.
   
Идея создания, существования музейного комплекса актуальна и по той причине, что у педагогов школы есть возможность проведения интегрированных уроков, занятий с использованием артефактов, продуктов человеческой жизнедеятельности, созданных много лет тому назад. Музей хорош тем, что его посетитель имеет свободный доступ ко всем экспозициям, экспонатам. Визуальные, тактильные, сенсорные ощущения пробуждают в ребёнке интерес к нашей истории, литературе, культуре, окружающему миру и т.п. Он лучше усваивает учебный материал, запоминает, выдвигает гипотезы, экспериментирует, делает выводы, в конце концов, выступает как активный, деятельный субъект образовательного процесса наравне с учителем. Неслучайно, при музее организована «Школа юного экскурсовода», где обучающиеся пробуют себя в новой роли – экскурсовода.
 
Таким образом, на выходе из школы, мы получаем личность, обладающую целым набором качеств, соответствующих ФГОС ООО.
Заходишь в музей и начинаешь понимать прелесть, очарование старины. Однажды, поддавшись этим трепетным чувствам, мы [энтузиасты] написали экскурсию в стихах.

Старина, ты старина,

Как же людям ты нужна!

Ты – история моя,

Память сердца, свет очей,

Озари, теплом согрей!

Много тёплых слов о музее оставлено в книге отзывов. Вот некоторые из них: «Приятно осознавать, что в одной из старейших школ нашего города есть такой музей. А с открытием нового зала значение данного музея ещё больше возросло. Успешной работы вам в патриотическом и духовном воспитании нового поколения» – Борисов В. Л., глава г. Протвино.
«Огромная благодарность коллективу преподавателей, ученикам, участвовавшим в создании нового зала, новой экспозиции музея. Особенно хочется отметить большой вклад в эту работу Н. М. Жук, Е. В. Лазаревой, А. М. Кувшиновой и других энтузиастов. Мы сегодня побывали в зале «Мир времени». Хочется сказать, что это мир красоты, старины, любви и огромного труда. В эту работу вложена душа её создателей. Нас переполняет чувство восторга и благодарности» – члены Совета ветеранов города Протвино Куликова Р. А., Мироненко А. И.

 

В процессе реализации всех форм учебной и воспитательной работы с привлечением музейной педагогики (экскурсий, конкурсов, игр, конференций, квестов, театрализованных представлений) достигается главная цель всех участников образовательного процесса воспитание гражданина и патриота. Так, человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством.

Добро пожаловать к нам в музейный комплекс «Наследие»!

Лазарева Е. В. т. 89257091580, lenalazareva17081982@gmail.com

2017