Исследовательская и проектная деятельность

Мюллер Н.А. Сенсорно-моторное развитие детей раннего возраста как средство развития исследовательской деятельности детей

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


Сенсорно - моторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с исследованием предметов, которые происходят в разных видах деятельности. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых в данном возрасте психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. В настоящее время «время прогресса», взрослые очень заняты на своих рабочих местах, и детям не уделяется должного внимания, как следствие ребёнок очень мало разговаривает, рассказывает, телевизор и компьютер заменяют ему общение с взрослыми. Дети редко делают что – то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Отставание в развитии мелкой моторики у дошкольников препятствует овладению речи.
Цель работы: «Совершенствование сенсорно-моторных функций детей раннего возраста».
Задачи: спроектировать и оформить развивающую предметно-пространственную образовательную среду, способствующую формированию сенсорно-моторного, познавательного развития детей раннего возраста;
- разработать и апробировать методический материал по совершенствованию сенсорно-моторных функций, для использования в работе с детьми раннего возраста.
Для успешного осуществления поставленных задач используются принципы: развивающего образования, интеграции образовательных областей, комплексно-тематического планирования, сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, активного воспитания, взаимодействия детского сада и семьи.
Развивающую предметно-пространственную среду в группе смоделировали с учётом интересов детей, индивидуальных потребностей и гендерно- дифференцированного подхода, что позволяет обеспечить полноценное развитие каждого ребёнка, создать благополучный эмоционально-психологический климат в группе. Далее был разработан и апробирован методический, практический материал для формирования сенсорно-моторного опыта детей посредством исследовательской деятельности:
-тематическое планирование по теме «Исследовательская деятельность детей раннего возраста»;
-конспекты открытых занятий «Путешествие с капелькой», «Волшебная вода», «Мир камней», «Путешествие в белую сказку» проводимых на семинарах и РМО;
-комплекс игровой пальчиковой гимнастики.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. Дошкольники экспериментируют для того, чтобы лучше узнать мир. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Исследуя предметы, ребёнок развивает мелкую моторику руки. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.
Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в группе, педагоги создали соответствующую предметно-пространственную среду, в которой главное место отвели центру экспериментирования. Родители с удовольствием откликнулись на просьбу принять участие в пополнении необходимого оборудования: ракушки, камешки, разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки, губки, пробки. В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки) нет. Из сказки «Про маленькую капельку» узнали о свойствах воды. В процессе работы дети знакомились со свойствами и качествами такого материала, как бумага (шуршит, мнётся, рвётся), камни (большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые) тонут. Из камней можно делать постройки. Опыт и наблюдения повторяется, усложняется, переносится из группы в предметную среду и наоборот. Вообще исследовательскую деятельность, необходимо включать в разные виды деятельности: в игру, на занятие, прогулку.
В процессе работы, играя с детьми, педагог создаёт проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. Например, развивая сюжет ролевой игры, предлагает слепить пирожки для угощения кукол, используя для этого сухой песок. Попытка вылепить из него пирожки первоначально заканчивается неудачей, при этом дети сами осознают, что у них не получается и почему. Неудача направляет внимание на выявление свойств песка. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации предлагается детям намочить песок и попробовать еще раз слепить пирожки. Дети с радостью замечают, что на этот раз у них все получилось. Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно лепить), дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств (сжать, надавить ладошкой), а также способами сделать песок пригодным для лепки.
В процесс познания включаются все органы чувств. Малыш слушает, смотрит, пробует на вкус, улавливает запахи, открывая многообразие признаков предметов. Для этого учат малыша способам обследования. Их формирование происходит по мере усвоения ребенком сенсорных эталонов слуховых (шкала музыкальных звуков, речевых фонем); зрительных (спектр цветов, геометрические формы); тактильных (представления о таких свойствах, как горячий - холодный, мягкий - твердый, гладкий шершавый); обонятельных. Малышу с помощью экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире.
Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка...). Именно поэтому, стараемся привлечь родителей к совместному решению данных вопросов, используя следующие формы: встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, мастер-классы, развитие сенсорных способностей через игры развивающего характера, «Пальцы умеют говорить», «Пластилинография – рисуем пластилином», проектную деятельность: «Путешествие с капелькой», «Волшебная вода», «Мир камней», творческие проекты «Осенняя фантазия», «Безопасность на дороге из овощей», «Снеговики». Нацеливая родителей на то, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.
В ходе работы, можно сказать, что дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей, инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей. Это можно отследить на позитивных результатах развития воспитанников [«Мониторинг развития детей раннего возраста», Смирнова Е.О, Галигузова Л.Н., «Сенсорно-моторного развития детей», Штанова Е. В.]
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Библиографический список

1.       Горшкова, А.А. Развивающая среда в группах раннего возраста/ А. А. Горшкова, А. И. Иванова // Управление ДОУ: науч.-практ. журн. - 2014. - N 10. - С. 89-96.
2.       Первые шаги (Модель воспитания детей раннего возраста): материалы моск. гор. конкурса 2001-2002 г./ сост. К. Белая. - М.: Линка-Пресс, 2002. - 392 с. - ISBN
3.       Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений/ К.Л. Печора. - М.: ГИЦ "Владос", 2002. - 176 с. - ISBN
4.       Смирнова Е.О, Галигузова Л.Н.,«Мониторинг развития детей раннего возраста» М.: Сфера, 2009. - 128 с.
2018-12-07 16:03 2018