НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гайдукова И. П., Емельянова А. А. Выстраивание взаимодействия с родителями воспитанников первой младшей группы в условиях ДОУ

Оригинал материала размещен в выпуске № 9 (47) https://f.almanah.su/47.pdf

Наступает момент, когда у родителей появляется необходимость устроить малыша в дошкольную организацию. Можно понять тревогу мамы и папы, их малыш попадает в стены незнакомого ему учреждения, в котором его окружают чужие люди. Множество вопросов, тревожащих и доставляющих беспокойство. Психологами доказано, что эмоциональная напряженность ребенка, его чрезмерная активность или заторможенность, возникшие в связи со сменой условий, пройдут гораздо быстрее, если его будут окружать спокойные, владеющие ситуацией взрослые.
Как успокоить родителей, внушить им уверенность в том, что их ребенок не будет лишен внимания и заботы? Ответ один – постараться в кратчайшие сроки наладить контакт между членами родительского сообщества и педагогами.
С этой целью, уже на этапе поступления в группу детей, можно предложить родителям стать участниками информационно-творческого практико-ориентированного проекта, направленного на установление доверительных отношений между родителями и педагогами, а также способствующего снижению тревожности детей в период адаптации.
Реализация проекта будет способствовать решению целого ряда задач и позволит:
- познакомиться с родителями воспитанников и членами их семей; собрать сведения для заполнения анкет, социальных паспортов семей и прочей групповой документации;
- организовать пространство групповой приемной с учетом сложившихся условий, таким образом, чтобы родители воспитанников смогли быстрее познакомиться друг с другом и узнать особенности ведения воспитательно-образовательной работы в ДОУ и в группе;
- провести работу по просвещению родителей в вопросах адаптации детей, наметив пути совместной деятельности для решения проблем в данном направлении;
- выявить наиболее активных родителей, способных в перспективе объединиться в родительский комитет и повести за собой остальных;
- вызвать у родителей интерес к пополнению РППС на групповом участке, изготовлению оборудования для центров физического, художественно-эстетического, познавательного и речевого развития, игровой зоны.
Успешная реализация проекта позволит сформировать неформальный родительский комитет и достичь начальной стадии взаимоотношений со всеми родителями воспитанников группы, которое определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Выстраивая в дальнейшем взаимодействие с семьями воспитанников, необходимо понимать, что взаимодействие - это такой способ организации совместной деятельности, который осуществляется на основании чуткого понимания сторонами друг друга, эмпатии, постоянной рефлексии собственной профессиональной деятельности и прогнозирования поведения каждого члена родительского сообщества.
На этапе формирования группы детей раннего возраста большим препятствием для налаживания такого взаимодействия может являться невозможность педагога уделять ежедневно внимание каждому родителю. Решить данную проблему возможно, создав сообщества в социальных сетях, которые позволяют находиться в постоянном диалоге, как с каждой отдельной семьей, так и со всеми родителями сразу. Социальные сети становятся тем местом, где в условиях группы раннего возраста может быть реализована большая часть работы с родителями по всем основным направлениям: педагогический мониторинг, педагогическая поддержка, педагогическое образование, выстраивание совместной деятельности педагогов и родителей.
В ходе организации педагогического мониторинга с помощью опросов и анкетирования воспитатель может в достаточно сжатые сроки изучить своеобразие семей и существующие в них особенности семейного воспитания, а также уточнить выявленные в ходе наблюдений проблемы.
Постоянное общение с родителями в социальных сетях позволяет оказывать адресную педагогическую поддержку путем предоставления индивидуальных консультаций, способствующих пониманию родителями как особенностей проживания периода адаптации их ребенком, так и своих возможностей по предотвращению негативных факторов этого периода. Ежедневно возникающие небольшие проблемы выносятся на обсуждения, в ходе которых принимаются быстрые совместные, удовлетворяющие все стороны, решения.
Педагогическое образование родителей в сообществе в социальных сетях, направлено на развитие у них активной, компетентной позиции родителя. Хорошо зарекомендовали себя субботние утренние «встречи», в ходе которых происходит подведение педагогом итогов прошедшей недели и нацеливание на будущий период. Как показала практика, именно субботним утром, когда впереди целых два дня, которые можно провести со своими детьми, родители готовы воспринимать информацию и откликаться на просьбы. Участие членов семей в мастер-классах по изготовлению недостающего оборудования и пособий, тематические прогулки и фотосессии по просьбе педагогов, совместные творческие работы – все это позволит сделать родителей активными участниками образовательного процесса, а сам образовательный процесс на следующей неделе наиболее интересным, доступным детям, а значит и эффективным.
Выстраивая сотрудничество с семьями, необходимо понимать, что это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Необходимо организовать сотрудничество таким образом, чтобы инициатива исходила от самих родителей, а для этого они должны понимать предполагаемый от их деятельности результат. Хороший результат дает проведение не только проектов, но и акций различной направленности. Участие родителей в акциях поможет пополнить развивающую предметно-пространственную среду не только группы, но и группового участка.
Выстраивая работу по взаимодействию с родителями вновь принятых детей, нужно не диктовать и требовать, а объяснять и направлять. Не стоит изначально ограничивать нашим профессиональным видением то, что предлагается родителями. Порой интуитивно они предоставляют то, что мы педагоги в силу своей шаблонности взглядов можем просто не разглядеть, а значит, и не воспользуемся.
Низкий уровень желания или невозможность участвовать в групповых начинаниях некоторых родителей может послужить поводом для недовольства особо активной части родительского сообщества. Во избежание подобной ситуации, любое самое малейшее проявление активности «молчунов» стоит озвучивать, причем в превосходной форме. Столь простой метод, не только разряжает атмосферу, устранив ситуацию назревающего конфликта, но и отлично стимулирует «молчунов» к дальнейшему проявлению активности. Именно от этой категории родителей приходит то, на что не было запроса, а значит, своими действиями они способны направить взаимодействие на развитие новых тем и направлений.
Основной целью установления взаимоотношений с семьями вне зависимости от возраста детей является создание единого пространства, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно. Создать такое пространство в кратчайшие сроки можно, открыв вечерами двери в группу для проведения творческих мастерских по изготовлению игр и пособий совместно с детьми, украшения группы к праздникам, вечерних досугов и просто предоставления родителям возможности поиграть с детьми в их любимые игрушки. Чем больше времени родитель проводит рядом с ребенком и воспитателем, тем более понятными для него станут запросы педагогов и более видимыми результаты от собственных «вложений», вне зависимости от их объема и формата.
Открытость и приветливость, профессиональная компетентность, умение озвучивать существующие проблемы с возможным их решением – вот ключ, открывающий не просто двери, а огромные врата, в которые будут стремиться массы желающих стать Вашими единомышленниками и партнерами!
2021