Библиографическое описание:
Воронова О.Е. Игровые практики с использованием здоровьесберегающих технологий у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя) // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания культуры здоровья дошкольников.
Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
В своей работе я ежедневно использую здоровьесберегающие технологии в разных видах деятельности. Но большую часть работы по здоровьесбережению я использую в игровой практике.
Главный компонент игровой технологии – непосредственно систематическое общение педагога и детей.
В своей группе с детьми применяю воспитательное и обучающее значение игры, для меня важно:
-знание методики игровой деятельности;
-знание профессионального мастерства при организации и руководства различными видами игр;
-обязательно учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей группы.
-учитываю использование в играх здоровьесберегающих технологий, т. к. это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья детей.
Я считаю актуальным применение здоровьесберегающих технологий в игровой деятельности:
• Высокий уровень заболеваемости детей.
• Эффективность игры во воздействии на физиологию ребенка.
• Повышение уровня профессиональной компетенции воспитателя в условиях педагогики оздоровления.
Игровая технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у детей будет возможность:
- проявить эмоции, переживания, фантазию;
- самовыражаться;
- снять психоэмоциональное напряжение;
- избавиться от страхов;
- стать увереннее в себе.
Игры применяемые мною в организации деятельности, являются отличным средством для борьбы с детскими неврозами и переутомляемостью.
С целью формирования здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников использую следующие виды игр:
1. Подвижные игры и спортивные игры с правилами направлены на развитие основных видов движений (бег, прыжки, равновесие, ходьба, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, метание). Под воздействием движений улучшается функция сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы, при активных движениях дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование подвижных игр дифференцировано в режиме дня, доступно детям и соответствует их возрастным особенностям, повышает умственную и физическую работоспособность воспитанников.
2. Дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные) способствуют накоплению знаний детей о здоровье, обретению умений, навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
3. Сюжетно-ролевые игры наиболее часто применяются для закрепления ранее полученных знаний. В процессе творческих сюжетно-ролевых игр с валеологической тематикой дети накапливают опыт бережного отношения к своему и чужому здоровью.
4. Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
5. Игры-имитации имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики, а также психогимнастики.
6. Игровые ситуации применяются для выработки у детей первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление собственного здоровья.
Так же провожу физкультурно-оздоровительную работу, которая осуществляется посредством подвижных игр, которые характеризуются разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. В них развиваются и совершенствуются разнообразные движения, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.
Провожу подвижные игры после непосредственной образовательной деятельности, для снятия умственного напряжения. На прогулке для физической активности детей. Считаю, что подвижные игры нужно включать в деятельность детей, для эмоциональной разгрузки.
Для старших детей большую роль занимают игровые задания соревновательного типа (эстафеты, спортивные игры), которые позволяют играющим детям наиболее отчётливо ощутить присутствие друг друга, научиться считаться с игровым поведением партнёров и взаимодействовать с ними.
Не менее важна и игровая гимнастика, основной целью которой является поднятие настроения и мышечного тонуса детей, а также обеспечение профилактики нарушений осанки.
Воспитание культуры здоровья дошкольников осуществляется параллельно с физическим развитием посредством включения в занятия дидактических и сюжетно-ролевых игр, а также игр-имитаций и игровых ситуаций. Игровой материал валеологической направленности я включаю в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности и т.д.
Воронова О.Е. Игровые практики с использованием здоровьесберегающих технологий у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя) // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания культуры здоровья дошкольников.
Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
В своей работе я ежедневно использую здоровьесберегающие технологии в разных видах деятельности. Но большую часть работы по здоровьесбережению я использую в игровой практике.
Главный компонент игровой технологии – непосредственно систематическое общение педагога и детей.
В своей группе с детьми применяю воспитательное и обучающее значение игры, для меня важно:
-знание методики игровой деятельности;
-знание профессионального мастерства при организации и руководства различными видами игр;
-обязательно учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей группы.
-учитываю использование в играх здоровьесберегающих технологий, т. к. это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья детей.
Я считаю актуальным применение здоровьесберегающих технологий в игровой деятельности:
• Высокий уровень заболеваемости детей.
• Эффективность игры во воздействии на физиологию ребенка.
• Повышение уровня профессиональной компетенции воспитателя в условиях педагогики оздоровления.
Игровая технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у детей будет возможность:
- проявить эмоции, переживания, фантазию;
- самовыражаться;
- снять психоэмоциональное напряжение;
- избавиться от страхов;
- стать увереннее в себе.
Игры применяемые мною в организации деятельности, являются отличным средством для борьбы с детскими неврозами и переутомляемостью.
С целью формирования здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников использую следующие виды игр:
1. Подвижные игры и спортивные игры с правилами направлены на развитие основных видов движений (бег, прыжки, равновесие, ходьба, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, метание). Под воздействием движений улучшается функция сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы, при активных движениях дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование подвижных игр дифференцировано в режиме дня, доступно детям и соответствует их возрастным особенностям, повышает умственную и физическую работоспособность воспитанников.
2. Дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные) способствуют накоплению знаний детей о здоровье, обретению умений, навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
3. Сюжетно-ролевые игры наиболее часто применяются для закрепления ранее полученных знаний. В процессе творческих сюжетно-ролевых игр с валеологической тематикой дети накапливают опыт бережного отношения к своему и чужому здоровью.
4. Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
5. Игры-имитации имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики, а также психогимнастики.
6. Игровые ситуации применяются для выработки у детей первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление собственного здоровья.
Так же провожу физкультурно-оздоровительную работу, которая осуществляется посредством подвижных игр, которые характеризуются разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. В них развиваются и совершенствуются разнообразные движения, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.
Провожу подвижные игры после непосредственной образовательной деятельности, для снятия умственного напряжения. На прогулке для физической активности детей. Считаю, что подвижные игры нужно включать в деятельность детей, для эмоциональной разгрузки.
Для старших детей большую роль занимают игровые задания соревновательного типа (эстафеты, спортивные игры), которые позволяют играющим детям наиболее отчётливо ощутить присутствие друг друга, научиться считаться с игровым поведением партнёров и взаимодействовать с ними.
Не менее важна и игровая гимнастика, основной целью которой является поднятие настроения и мышечного тонуса детей, а также обеспечение профилактики нарушений осанки.
Воспитание культуры здоровья дошкольников осуществляется параллельно с физическим развитием посредством включения в занятия дидактических и сюжетно-ролевых игр, а также игр-имитаций и игровых ситуаций. Игровой материал валеологической направленности я включаю в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности и т.д.