Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Абдуллина В.А. Формирование валеологической культуры учащихся 9-х классов средствами здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Вопросы сохранения здоровья подрастающего поколения занимали педагогов во все времена. И сегодня проблема здоровьесбережения является особенно актуальной, поскольку год за годом наблюдается повышение уровня заболеваемости детей в период их школьного обучения. Сегодня формирование культуры здоровья учащихся становится одним из приоритетных направлений развития образования, что отражено в Законе РФ «Об образовании» (ст.7,9) (1) и в ФГОС второго поколения(2). Школу необходимо рассматривать не только как социокультурную среду, но и как экологическое пространство, в котором формируется физическое и психическое здоровье детей. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о ценности собственного здоровья.
По результатам многочисленных наблюдений и опросов становится очевидным, что у учащихся недостаточно сформировано представление о здоровом образе жизни, они не осознают, насколько важно следить за собственным здоровьем уже с юного возраста. Для решения этой проблемы необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов и родителей. Однако в нынешних условиях наблюдается противоречие между большим количеством теоретических разработок по проблеме и внедрением их в практику обучения. Необходим поиск новых направлений в работе по здоровьесбережению учащихся.
Целью данной магистерской работы является выявление основных направлений формирования валеологической культуры учащихся 9-х классов средствами здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
изучить и проанализировать научно-теоретическую литературу и передовую педагогическую практику по формированию валеологической культуры средствами здоровьесберегающих технологий;
Определить место здоровьесберегающих технологий в содержании школьного курса биологии 9 класса.
Изучить состояние здоровья учащихся, выявить степень сформированности культуры здорового образа жизни среди учащихся 9-х классов, уровень мотивации познавательной деятельности
Провести статистический анализ результатов исследования.
Разработать элективный курс для учащихся 9 классов по развитию валеологической культуры.
Сделать выводы по проделанной работе, спроектировать модель образовательного пространства с развитой валеологической культурой.
Объект исследования - учащиеся 9а и 9б классов МБОУ «СОШ
№ 119».
Предмет исследования: система формирования валеологической культуры у школьников в процессе обучения биологии в 9а и 9б классах МБОУ «СОШ № 119»
Гипотеза: если педагогами школы будут систематически использоваться здоровьесберегающие технологии, учтены все факторы, способствующие развитию валеологической культуры, то это позволит создать благоприятную здоровьесберегающую среду, сделать образовательную деятельность более продуктивной, а пребывание учащихся в школе более комфортным.
Согласно поставленным задачам, был исследован процесс реализации здоровьесберегающих технологий в МБОУ «СОШ № 119» Авиастроительного района г. Казани. По данным медицинского осмотра была изучена структура заболеваемости учащихся 9-х классов. Так, в основную группу здоровья входит 79,4 % учащихся; 16,9 % имеют те или иные морфофункциональные нарушения; около 3,6 % страдают хроническими заболеваниями или значительными нарушениями состояния здоровья (специальная группа). К ведущим формам патологии у школьников относятся заболевания сердечно-сосудистой системы и органов кровообращения (21,3 %), заболевания желудочно-кишечного тракта (11,5 %), дыхательной системы (10,2 %), заболевания нервной системы (7,8 %), опорно-двигательной системы (6,8 %).
В экспериментальном классе (Б) была разработана и внедрена система уроков биологии на основе здоровьесберегающих технологий (в сотрудничестве с учителем биологии). Особенность подобных уроков заключается в следующем: чередование видов деятельности, разнообразие видов деятельности (4-7 за урок), релаксационные техники в начале и конце каждого урока, физкультурные паузы (на каждые 15-20 мин. урока), дыхательные упражнения, гимнастики для глаз, применение методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. В содержательной части урока биологии особое внимание уделялось профилактике заболеваний, гигиене, правилам оказания первой помощи и другим вопросам здоровья и здорового образа жизни. В контрольном классе (А) подобные приёмы здоровьесбережения не применялись.
Был проведен анализ успеваемости учащихся по биологии в начале и к конце года, т.е. после внедрения систем уроков биологии на основе здоровьесберегающих технологий.
Таблица 1. Сравнительная таблица результатов проверки (%)
Уровень мотивации
Контрольная группа (29 учащихся 9а класса)
Экспериментальная группа (30 учащихся 9б класса)
сентябрь
апрель
сентябрь
апрель
Успеваемость
100
100
100
100
Качество знаний
75
74
76
82
СОУ
63,7
63,5
64,1
67,3

В результате проведенного исследования получены данные о том, что степень обученности в экспериментальной группе выросла на 3,2 % с 64,1% до 67,3%, что говорит о том, что качество знаний учащихся находится на высоком уровне там, где применяются здоровьесберегающие технологии.
В начале и в конце года среди учащихся двух 9-х классов было проведено тестирование, определяющее степень сформированности культуры здорового образа жизни при помощи методики Гаркуши Натальи Сергеевны «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья».
Таблица 2. Сравнительная таблица результатов диагностики степени сформированности культуры здорового образа жизни
учащихся 9а и 9б классов (%)
Уровень
Контрольная группа (29 учащихся 9а класса)
Экспериментальная группа (30 учащихся 9б класса)
сентябрь
апрель
сентябрь
апрель
Низкий
6
6,1
5,9
2,4
Средний
82
83,2
82
80,8
Высокий
12
12
12,1
16,8

Из сравнительной таблицы видно, что степень сформированности культуры здорового образа жизни среди учащихся 9а класса (в контрольной группе) с низким уровнем увеличилась на 0,1%, со средним уровнем увеличилась на 1,2 %, с высоким уровнем- стабильно. В экспериментальной же группе (9б класс) степень сформированности культуры здорового образа жизни с низким уровнем уменьшилась на 3,5%, со средним уровнем уменьшилась на 1,2 %, со высоким уровнем увеличилась на 4,7, т.е. в результате здоровьесберегающей деятельности в экспериментальной группе количество учащихся, для которых культура здорового образа жизни становится ценностью, увеличилось.
Далее исследовался уровень мотивации познавательной деятельности учащихся при помощи анкеты мотивации познавательной деятельности при изучении биологии Н.Г. Лускановой.
Таблица 3. Сравнительная таблица результатов диагностики (%)
Уровень мотивации
Контрольная группа (29 учащихся 9а класса)
Экспериментальная группа (30 учащихся 9б класса)
сентябрь
апрель
сентябрь
апрель
Негативное отношение к школе, к предмету биология
2,4
3,6
3,6
0
Низкий уровень мотивации
8,8
8,8
10
8
Положи-тельное отношение к школе, к предмету биология, но школа и предмет привлекают больше с вне учебной стороны
24
26,4
25,2
26,4
Хороший уровень мотивации
37,2
34,8
36
37,2
Высокий уровень мотивации
27,6
26,4
25,2
28,4

По результатам первичной диагностики было выявлено преобладание положительного отношения к школе, к предмету биологии, но есть учащиеся, испытывающие затруднения в учебной деятельности.
В экспериментальной группе было создано здоровьесберегающее образовательное пространство, целью которого было повышение мотивации.
После повторной диагностики выявлено, что уровень мотивации в контрольной группе снизился, в экспериментальной – повысился.
Школьный курс биологии рассматривает проблему здорового образа жизни со всех сторон: даёт учащимся необходимый объём знаний об организме человека, закономерностях его роста и развития, физиологических особенностях, медицинских и гигиенических аспектах. Поэтому учителю биологии отводится особая роль: он должен заниматься формированием валеологической и экологической культуры, основами безопасной жизнедеятельности учащихся через организацию их урочной, внеурочной, проектно-исследовательской деятельности.
Материал в курсе биологии изучается по объектам живой природы: бактерии, грибы, лишайники, растения, животные, организм человека и его здоровье. Также рассматриваются общебиологические явления — биохимические, цитологические, эмбриологические, генетические и эволюционные. Учащиеся постепенно знакомятся с основными природными закономерностями, многообразием организмов, их строением, ролью в природе и жизни человека. Изучают также и самого человека.
Завершается биологическое образование на уровне основного общего образования изучением раздела «Общая биология». В этом разделе раскрываются общие представления о жизни, закономерностях живой природы и процессах, протекающих в биологических системах. Для этого привлекаются знания о бактериях, грибах, растениях, животных, человеке, полученные в предшествующих разделах. Происходит углубленное изучение живого организма на всех уровнях его развития. При изучении биосферного уровня учащиеся рассматривают вопросы защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического фона окружающей среды, повышают экологическую грамотность. Именно в этом курсе биологии, биологии в 9 классе, напрашивается развитие и углубление валеологической культуры учащихся. До 9 класса учащиеся в большей степени рассматривали способы сохранения здоровья. Далее необходимо глубоко рассматривать возможности своего организма, воспитывать «культ» здорового образа жизни. Вопросы валеологической грамотности можно включить в курс биологии, а можно разработать отдельный элективный курс, построив его с учетом имеющихся знаний по биологии, экологии и направить его на формирование у учащихся целостных и всесторонних знаний о здоровом человеке, обобщить понятия о здоровье и здоровом образе жизни, компонентах и показателях здоровья, основных факторах, определяющих здоровье. Это позволит актуализировать и расширить знания учащихся по вопросам здоровьесбережения; научить их анализировать свой образ жизни и полагать свои возможности с точки зрения влияния факторов среды на здоровье организма; выработать навыки оценки функционального состояния своего организма; обеспечить профессиональную ориентацию.
Эксперимент проводился в 9-х классах 2 года.
По результатам исследования с опорой на перспективный план работы МБОУ «СОШ № 119» Авиастроительного района г. Казани был разработан проект создания здоровьесберегающего образовательного пространства. Цель его – образование здоровьесберегающего пространства школы, ориентированного на здоровьесбережение учащихся, создание условий для удовлетворения потребности личности и общества в укреплении и сохранении здоровья детей, в здоровом образе жизни. Задачами этого проекта являются:
1. Организовать педагогическую работу по формированию в общественном и индивидуальном сознании ценностей жизни и здоровья человека, культуры, образованности, творчества, нравственности, гражданственности.
2. Выявлять возможности учебной и внеучебной деятельности по формированию опыта здоровьесбережения учащихся и реализовывать их.
3. Продолжить использование современных технологий, методов и форм при организации деятельности по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ: здоровьеобразовательной деятельности для учащихся по формированию у них знаний, умений и навыков о здоровье и ЗОЖ.
5. Продолжить повышение профессиональной компетенции педагогических работников ОУ по вопросам здоровьесбережения учащихся.
6. Направить усилия на достижение нового уровня - 3 ступени («Школа здорового образа жизни»), как школы, содействующей укреплению здоровья.
Таким образом, результаты исследования и разработанная модель могут быть использованы администрацией и педагогическими работниками образовательных учреждений при организации работы по здоровьесбережению в школе.

Библиографический список

1.       Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс].
2.       Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс].
3.       Зуев В. Ф. Педагогические труды. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1956. – 147 с.
4.       Райков Б. Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды, М.: - Л., 1955
2019