Актуальные вопросы начального общего образования

Гончарова И. В. Организация работы со словарями на уроках русского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Одной из задач современного школьного образования является привлечение внимания к слову, воспитание любви к нему, обогащение словарного запаса учащихся, развитие языковых компетенций. Умение продуктивно использовать словари и справочники занимает важное место среди общеучебных умений. Не секрет, что современные школьники нуждаются в постоянной работе над словом. В связи с появлением в последние десятилетия гаджетов дети стали меньше общаться вживую и правильно выражать свои мысли. Некоторые ученики не знают значения слов, путают словоформы, неверно ставят ударения в словах, испытывают трудности с пониманием и употреблением фразеологических оборотов. Это связано с низким уровнем речевой культуры в целом, что приводит к снижению результативности учащихся, в том числе на экзаменах ГИА. Вот почему работа со словарями на уроках русского языка становится актуальной.
Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень культуры их речи и сформирует необходимые УУД. При условии систематического применения на уроках словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников и, таким образом, повысить уровень их речевого развития.
Организуемая работа со словарем должна осуществляться в системе. Какие же знания и умения ложатся в основу такой деятельности? В структуру умения работать со словарями должны быть включены знания типологии языковых словарей и представление о современном литературном языке, его нормах и вариативности норм, о нарушениях норм литературного языка.
Для развития навыка работы со словарями я использую виды деятельности, побуждающие ученика обратиться к тому или иному словарю. Например, создание ситуации неожиданной «встречи» с незнакомыми словами или фразеологизмами на уроке с текстом, где дети встречают слова, смысл которых им непонятен.
С чего начинать работу со словарем? На первом этапе я предлагаю подготовить устные выступления (в соответствии с тематикой словарей) или различные презентации, например: «Словари и их авторы», «В мире слов» и другие, которые наглядно представляют различные виды словарей.
Затем рассматриваем обложку словаря, форзац и титульный лист.
Обсуждаем:
– Почему книга так называется? Чем словарь похож на другие книги? Чем отличается?
На втором этапе формирования умения работать со словарём организуется целенаправленная работа по изучению структуры и содержания словаря: внимательное его рассмотрение (назначение, особенности, структура, список условных сокращений и знаков, иллюстрации, принципы расположения слов, рекомендации по использованию словаря). Показываем, что словарная статья является основной информативной единицей словаря. Кроме этого, нужно знать, что словарные статьи располагаются по алфавиту. С этим материалом ученики должны ознакомиться и взять на заметку.
Задания, которые можно предложить на этом этапе знакомства со словарями: отработка умения быстрого нахождения слова в словаре (знание алфавита, умение ориентироваться в порядке букв).
В первую очередь мы обращаемся к орфографическому словарю. Это наиболее простой и доступный для школьников словарь, с его помощью закладываются и отрабатываются умения работать со словарями. Возможности орфографического словаря очень разнообразны и не ограничиваются только сведениями о написании словарных слов. Его можно использовать и как справочник правил русского правописания, как орфоэпический словарь, а также частично как справочное пособие по морфологии. В связи с этим работа в течение первого полугодия в 5 классе с использованием этого словаря подготавливает учеников к успешной работе с большим количеством словарей.
При фронтальной работе используется презентация, записи на доске, таблицы, схемы. Индивидуальная работа учеников непосредственно со словарем также организуется учителем: ученикам предлагаются карточки с различными заданиями по словарю– таким образом, каждый ученик имеет возможность получить словарь в руки, поработать с ним несколько раз за время изучения той или иной темы. Дети любят работать со словарями: листают их на переменах; если работа со словарями рассчитана на целый урок, школьники не замечают, как проходит время.
Приведу пример: на уроке сначала устанавливаем авторов и название словаря; далее ученики осмысливают общий план его построения, назначение каждого раздела словаря, принцип расположения в нем слов и информации о словах в словарных статьях. Так учащиеся установят, что авторами школьного орфографического словаря являются лингвисты Д.Н. Ушаков и Е.С.Крючков. Название словаря–орфографический, а значит, посвящается правильному написанию слов. Словарь состоит из следующих частей: из предисловия, в котором авторы дают список сокращений, алфавита для тех, кто не очень хорошо его выучил, так как в основной части словаря все слова расположены в алфавитном порядке; приложения, в котором приводятся наиболее распространенные имена и важнейшие правила правописания. Разглядывая словарь, дети установят, что слова в нем даются в начальной форме, то есть существительные–в форме именительного падежа единственного числа, прилагательные–в форме именительного падежа единственного числа мужского рода, глаголы–в неопределенной форме.
Учащиеся получают возможность по-новому взглянуть на свод правил, обобщить картину уровней языка: правописание отдельных букв и сочетаний –фонемный уровень; правописание корней и приставокморфемный; правописание сложных словсловообразовательный; правописание частей речи–морфологический.
При изучении раздела «Орфография» учащимся даются задания найти слова с орфограммой. Например, найти слова с проверяемой непроизносимой согласной (здравствуйте, честность) и с непроверяемой непроизносимой согласной (чувствовать). Можно дать задание составить словарный диктант со словами с удвоенной согласной (профессия, рассказывать, расстояние, территория, торжественный, аллея, артиллерия, грамматика, жужжать, иллюстрация, искусство, коллективный, коллекция, миллион).
Орфографический словарь может быть востребован на уроках развития речи при написании творческих работ. Так предлагается найти прилагательные для написания сочинения на темы «Краски осени» (коричневый, лиловый, серебристый, фиолетовый).
При изучении темы «Морфемика» орфографический словарь также может быть полезным. Примеры заданий: выпишите слова с суффиксами
-ЕНИ-, - ЯН-, - ВА-, -ТЕЛЬ-, - ОВА-; приставками ОБ-, О-, ОТ- и др.
При изучении морфологии с помощью словарей устанавливается статистика относительно вариативности, например, существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа, причастий, деепричастий и т.д.
В процессе изучения лексики подобные задания можно использовать в работе со школьным толковым словарем, например: каких слов больше, однозначных или многозначных; как часто слова имеют переносное значение; сколько омонимов включает словарь.
Подробное знакомство со словарной статьей начинается при изучении имени существительного. На этапе формирования учащимися алгоритма поиска информации о норме начинаем с анализа словарной статьи и составления ее плана. Затем проводим наблюдения над несколькими словарными статьями. По мере овладения умением пользоваться словарями актуальной работой становится составление с учениками памяток «Как работать со словарем».
Третий этап организации работы – это закрепление умения работать со словарями, формирование навыка. В 5-6 классах я стараюсь включить работу со словарём в каждый урок. Поэтому 5-7 минут в начале каждого урока (исключая контрольные) отвожу непосредственно работе со словарями. Школьники объясняют значение, правильное правописание, произношение слов, их строение (образование). Все слова я заранее записываю на доске. Нередко ученики получают групповое задание на дом: найти в словаре значения слов, проверить их правописание, произношение, подобрать к ним синонимы и т.д. Для того чтобы установить, насколько успешно школьники поработали со словами, провожу не только словарные диктанты, но и конкурсы, игры, небольшие творческие работы (создание лингвистической сказки или мини-сочинений «О чем рассказал мне старый словарь», «Подслушанный разговор в библиотеке»).
В работе со словарями часто использую игровые технологии. При изучении темы «Лексика» можно придумать большое количество заданий. Вот некоторые из них:
• Игра «Кто больше» – подбери синонимы (антонимы) к словам (например, гуманизм, вестибюль, иллюстрация, коллективный, ошеломить, прекрасный)
Игра «Эрудит»
Раскрой значение слова. Ведущий (учитель или ученик), не называя слова, объясняет всем его лексическое значение. Дети угадывают и проверяют его написание по орфографическому словарю. Этот вид работы не только повышает грамотность, но и развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.
• Игра «Откуда пришло слово?»
Используя этимологический словарь, находим происхождение интересных слов: преподаватель, поколение, территория, бинокль, ошеломить, искусство.
Игра «Галерея фразеологических оборотов»
Учащиеся выполняют рисунки, иллюстрируя известные фразеологические обороты, и, работая в парах, предлагают друг другу угадать фразеологизм. Затем сверяют его написание и находят синонимы по словарю. К следующему уроку оформляется альбом фразеологизмов.
В 7-9 классах виды работы со словарем усложняются, приобретают продуктивный, творческий, исследовательский характер, при выполнении которых ученики опираются на имеющиеся компетенции и жизненный опыт.
Для работы с толковым словарем я даю следующие задания: дать самостоятельное толкование значения слова и сопоставить с тем, что даёт словарь; построить словосочетания, используя многозначное слово в различных значениях; (обратное задание – определить значение слова в разных словосочетаниях); составить предложения с указанным словом (различные по цели высказывания, простые или сложные, с однородными членами, обращением, вводными словами); составить словосочетания (предложения, тексты) с омонимами и паронимами.
Упражнения со словарем синонимов: подобрать к данным словам синонимы, проверить по словарю; составить словосочетания со словами данного синонимического ряда, указать стилистические различия между ними, проверить по словарю; расположить синонимы в порядке возрастания/убывания признака, проверить по словарю; какое слово синонимического ряда может быть выбрано в качестве доминанты? Почему?
Упражнения с орфоэпическим словарем: расставить в словах ударения, проверить по словарю; отметить те слова из списка, в которых согласный звук перед е произносится твердо (например, модель, тезис, планета, панель и др.), проверить правильность по словарю (примеры обязательно произносятся вслух); составить предложения с указанными словами, прочитать вслух в соответствии с орфоэпическими нормами.
Упражнения со словарем иностранных слов: по материалам словаря определить, из каких языков заимствованы указанные слова; произнести данные слова в соответствии с литературными нормами; дать толкование иноязычных слов с помощью синонимов; выписать из словаря иностранных слов по 3 слова, заимствованных из немецкого, французского, английского и итальянского. Подобрать к данным заимствованным словам однокоренные, составить с ними предложения; составить словарные статьи для указанных заимствованных слов и проверить точность по словарю.
Упражнения с фразеологическим словарем: определить значения указанных фразеологизмов, являются ли они однозначными или многозначными, ввести их в самостоятельно составленные предложения; объяснить значения фразеологизмов и входящих в них устаревших слов (например, притча во языцех, как зеницу ока и др.); привести примеры фразеологизмов со словами голова, рука, сердце; указать их значение и стилистическую окраску; рассказать о происхождении фразеологизма (например, вавилонское столпотворение, положить в долгий ящик, троянский конь и т. д.); выписать из словаря по 3 фразеологизма с пометой ироническое, неодобрительное и шутливое. Какие еще стилистические пометы используются в словаре? Привести примеры; к указанному фразеологизму подобрать синонимы, составить с ними предложения, сравнить их стилистическую окраску.
Материалы словарных статей можно использовать и на уроках при изучении синтаксиса и пунктуации, так как именно текст может рассматриваться как универсальное пространство для развития коммуникативных умений. Большую помощь учащимся в овладении русским языком могут оказать «Школьный словарь синонимов русского языка», «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова. Умение пользоваться этими словарями формирует у учащихся стремление употреблять слова в точном соответствии с их назначением и стилистической характеристикой.
По мере проведения словарной работы на каждом занятии ученики перестают бояться работать со словарем и понимают, что такая работа не пустая трата времени. На этих уроках ученики совершенствуют свои умения добывать знания самостоятельно. Навыки работы со словарями пригодятся ученикам на всех школьных предметах, в любой сфере жизни. Обращаясь к словарям систематически, школьники не только получают справку для корректорской правки, но и возможность постижения родного языка в его полноте и глубине, воспитывать в себе потребность и готовность постоянно его изучать, делать открытия.
Наличие у человека потребности, привычки осознавать лингвистическое затруднение и пытаться разрешать его с помощью словарей можно рассматривать как показатель его культуры. Таким образом, словари можно считать средством не только обучения школьников, но и их воспитания.

Библиографический список

1.       Галлингер И.В. Когда и как «работают» словари на уроках русского языка: Журнал РЯШ, №5, 1990. Москва «Просвещение», 5-13 с.
2.       Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000 - 356с.
3.       Сергеев В. Н. Словари – наши друзья и помощники: Книга для внеклассного чтения/ В.Н. Сергеев. – М.: Просвещение, 1984. – 143 с.;
4.       Щерба Л. В. Новейшие течения в методике преподавания русского языка//хрестоматия по методике преподавания русского языка: Методы обучения русскому языку в образовательных учреждениях: Пособие для учителя/ ред. М. Р. Львов. – М.; 1998. – 188с.
2021