На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Федеральный закон № 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дает следующее определение семьи, находящейся в социально опасном положении. Это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Показателями того, что дети находятся в социально опасном положении, являются их поведение в детском саду, интересы, характер общения со взрослыми и детьми, усвоение образовательной программы и другие показатели. Детский сад, в силу своей близости к семье, может стать важным элементом, влияющим на защиту прав ребенка-дошкольника в неблагополучных семьях, но для этого нужно повысить уровень профессиональной грамотности педагогов. Мы надеемся, что наш опыт работы будет способствовать повышению компетентности педагогов, а также будет полезен в работе с неблагополучными семьями. Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении основывается на законодательстве РФ и регулируется нормативной базой. Это законы международного, федерального и республиканского уровня. Международные Декларация прав ребенка (1959) Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) Федеральные Конституция Российской Федерации Семейный кодекс РФ Гражданский кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63- ФЗ с. 156; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» Постановление Правительства РФ от 12 мая 2003 г. « 273 "Об утверждении Правил подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы от 1 июня 2012 года № 761» Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 «О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав». Распоряжение правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Концепция государственной семейной политики в российской федерации на период до 2025 года» Указ президента РФ от 01 сентября 2009 г. № 986 "Об уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" Указ Президента Российской Федерации "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" Республиканские Закон ЧР от 24.11.2004. №48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике" Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики От 29 ноября 2007 г. N 310 "Об утверждении правил формирования единой базы данных о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети" Закон Чувашской Республики от 2 октября 2012 г. N 55 "Об уполномоченном по правам ребенка в Чувашской Республике" Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июля 2014 г № 251 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики" Следующий шаг – разработка внутренних локальных актов: - Положение о порядке выявления семей, находящихся в социально-опасном положении, и оказания помощи в обучении и воспитании детей - Положение о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении - Положение о постановке на внутри садовский учет и снятии с учета неблагополучной семьи - Положение о постановке на учет семей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей. - Положение о Совете профилактики - Положение об Уполномоченном по защите прав ребенка. Положения принимаются на заседании педагогического совета и утверждаются приказом заведующего ДОО. Это так называемая нормативно-распорядительная документация, в которую также входит издание руководителем ДОО приказов по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении и разработка плана работы Совета профилактики и плана работы Уполномоченного по правам ребенка. Планы работ также утверждаются приказом руководителя ДОО Определяются сферы деятельности специалистов ДОО: Заведующий: - взаимодействует с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - разрабатывает нормативно – распорядительную документацию, регламентирующую профилактическую работу с семьёй; - контролирует качество исполнения проводимой профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. Старший воспитатель: - оказывает организационно - методическую помощь воспитателям в ведении учета; - формирует банк данных ДОУ о воспитанниках и их семьях, находящихся в социально опасном положении и т.д.; - ведет анализ условий и причин негативных проявлений среди воспитанников и определяет меры по их устранению; - участвует в деятельности Совета профилактики. Воспитатель: - собирает сведения о семьях; - ведёт индивидуальную работу с семьёй и ребёнком; - оформляет необходимую документацию по сопровождению семьи; - посещает семью; Педагог-психолог: - проводит диагностику воспитанников, семей; - ставит на учет внутри ДОО и дает представление на снятие с учёта; - оформляет личные карточки, включающие план индивидуальной профилактической работы с обучающимся с указанием сроков проведения профилактических мероприятий и ответственных должностных лиц; - составляет карты индивидуального психолого-педагогического и профилактического сопровождения обучающегося; - выступает на родительских собраниях, проводит семинары, консультации; - участвует в деятельности Совета профилактики. Медсестра: - проводит медицинское обследование несовершеннолетних с целью выявления насилия, жестокого обращения с детьми; - отслеживает состояние здоровья ребенка; - проводит просветительскую работу. Далее во взаимодействии коллектива ДОО (заведующего, воспитателей, педагогов и педагога-психолога) разрабатывается социальный паспорт семей ДОО. Выявляются состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессии, количество детей в семье, определяется количество малообеспеченных, неполных, полных семей, семей, имеющих опекаемых детей, детей-инвалидов, многодетных, неблагополучных семей. Например, на 1 сентября 2018 г. в нашем дошкольном учреждении выявлена 1 неблагополучная семья. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. Необходимо скоординировать свою деятельность со всеми заинтересованными организациями – субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом охраны детства и другими организациями). С семьями воспитанников используются разнообразные методики выявления семей, находящихся в социально-опасном положении: наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка, по его поведению выявляет признаки неблагополучия. Также нами используются такие формы работы с родителями, как: Коллективные: родительские собрания, дни открытых дверей, семинары – практикумы, конкурсы, семейные педагогические проекты, и др. Индивидуальные: консультации, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятия, посещения на дому Информационно-ознакомительные: эпизодические посещения родителями детского сада, открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности, выставки детских работ, фотовыставки Информационно-просветительские: информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки, мини-газеты. В течение года оформляется организационно-методическая документация. На слайдах представлена вся необходимая документация, которая должна быть в работе у уполномоченного по правам детей в ДОО: - социальный паспорт ДОО; - график работы Уполномоченного по правам ребенка; - план совместной работы ДОУ и КПДН и ЗП; - журнал регистрации обращений Уполномоченного по правам ребенка; - постановление о постановке на учет в КПДН и ЗП; - представление на постановку на внутри садовский учет семьи (форма 1- шс); - учетная карточка семьи, находящейся в социально-опасном положении (форма 2 – шс); - план индивидуально-профилактической работы (форма 3 – шс); - карта индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения (форма 4 – шс) и др. Следующий этап – реализация планов работы с семьей. В нашем дошкольном учреждении разработаны: - План работы по организации мероприятий с семьями «группы риска» (приложение к Годовому плану ДОО); - План совместной работы ДОО и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского района г. Чебоксары; - План работы Совета профилактики ДОО; - План работы Уполномоченного по защите прав ребенка ДОО. В целях создания условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, установления связи между семьей и образовательным учреждением нами разработана долгосрочная целевая программа по работе с социально-неблагополучными семьями «Благополучная семья» на 2018-2023 гг. Надеемся, что реализация данной программы повысит ответственность родителей за воспитание детей, позволит установить доверительные детско-родительские отношения, повысить эффективность работы учреждения путем внедрения инновационных программ работы с социально – неблагополучными семьями. достичь качественных изменений в профессиональной компетенции педагогов, работающих с социально – неблагополучными семьями. Результаты проводимой в течение года работы с неблагополучными семьями обсуждаются на Совете профилактики, там же разрабатываются профилактические меры, пишется протокол. По итогам проделанной работы составляются отчеты. Вся информация по работе ДОО с семьями, находящимися в социально опасном положении должна быть отражена на официальном сайте дошкольной организации. В нашем детском саду эта информация сосредоточена на баннере «Социальная поддержка детей и родителей». ВЫВОДЫ: Вся работа в ДОО с «неблагополучными» семьями ведется с целью улучшения ситуации в семьях воспитанников. Для этого необходимо: • Вести работу с «неблагополучными» семьями на всех уровнях, при активном взаимодействии всех сотрудников, поэтапно и постоянно. • Дошкольному учреждению необходимо сотрудничать с органами опеки и попечительства, комиссией по профилактике пьянства, органами социальной защиты, отделом по охране прав детства, юристом отдела образования, врачами неврологом и наркологом. • Воспитателям и специалистам, работающим непосредственно с родителями воспитанников устанавливать доверительные, человеческие отношения, вести диалог на «равных», пробуждать в них материнские и отцовские чувства. • Необходимо глубоко разобраться в причинах семейного неблагополучия, понять, поддержать, помочь взрослым членам семьи в воспитании ребенка. Список литературы: 1. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2002. - № 4. 2. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1. 3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи - М., 1988