Актуальные вопросы дошкольного образования

Тимофеева А.П., Фролова М.В., Зарубина Е.Р. Организация работы с социально-неблагополучными семьямия

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным.
Федеральный закон № 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дает следующее определение семьи, находящейся в социально опасном положении. Это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Показателями того, что дети находятся в социально опасном положении, являются их поведение в детском саду, интересы, характер общения со взрослыми и детьми, усвоение образовательной программы и другие показатели.
Детский сад, в силу своей близости к семье, может стать важным элементом, влияющим на защиту прав ребенка-дошкольника в неблагополучных семьях, но для этого нужно повысить уровень профессиональной грамотности педагогов. Мы надеемся, что наш опыт работы будет способствовать повышению компетентности педагогов, а также будет полезен в работе с неблагополучными семьями.
Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении основывается на законодательстве РФ и регулируется нормативной базой. Это законы международного, федерального и республиканского уровня.
Международные
Декларация прав ребенка (1959)
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г)
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
"Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
Федеральные
Конституция Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ;
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63- ФЗ с. 156;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» —
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» —
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»
Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»
Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов»
Постановление Правительства РФ от 12 мая 2003 г. « 273 "Об утверждении Правил подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ
Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы от 1 июня 2012 года № 761»
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 «О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Распоряжение правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Концепция государственной семейной политики в российской федерации на период до 2025 года»
Указ президента РФ от 01 сентября 2009 г. № 986 "Об уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"
Указ Президента Российской Федерации "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"
Республиканские
Закон ЧР от 24.11.2004. №48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике"
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики От 29 ноября 2007 г. N 310 "Об утверждении правил формирования единой базы данных о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети"
Закон Чувашской Республики от 2 октября 2012 г. N 55 "Об уполномоченном по правам ребенка в Чувашской Республике"
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июля 2014 г № 251 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики"
Следующий шаг – разработка внутренних локальных актов:
- Положение о порядке выявления семей, находящихся в социально-опасном положении, и оказания помощи в обучении и воспитании детей
- Положение о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Положение о постановке на внутри садовский учет и снятии с учета неблагополучной семьи
- Положение о постановке на учет семей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей.
- Положение о Совете профилактики
- Положение об Уполномоченном по защите прав ребенка.
Положения принимаются на заседании педагогического совета и утверждаются приказом заведующего ДОО.
Это так называемая нормативно-распорядительная документация, в которую также входит издание руководителем ДОО приказов по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении и разработка плана работы Совета профилактики и плана работы Уполномоченного по правам ребенка. Планы работ также утверждаются приказом руководителя ДОО
Определяются сферы деятельности специалистов ДОО:
Заведующий:
- взаимодействует с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- разрабатывает нормативно – распорядительную документацию, регламентирующую профилактическую работу с семьёй;
- контролирует качество исполнения проводимой профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Старший воспитатель:
- оказывает организационно - методическую помощь воспитателям в ведении учета;
- формирует банк данных ДОУ о воспитанниках и их семьях, находящихся в социально опасном положении и т.д.;
- ведет анализ условий и причин негативных проявлений среди воспитанников и определяет меры по их устранению;
- участвует в деятельности Совета профилактики.
Воспитатель:
- собирает сведения о семьях;
- ведёт индивидуальную работу с семьёй и ребёнком;
- оформляет необходимую документацию по сопровождению семьи;
- посещает семью;
Педагог-психолог:
- проводит диагностику воспитанников, семей;
- ставит на учет внутри ДОО и дает представление на снятие с учёта;
- оформляет личные карточки, включающие план индивидуальной профилактической работы с обучающимся с указанием сроков проведения профилактических мероприятий и ответственных должностных лиц;
- составляет карты индивидуального психолого-педагогического и профилактического сопровождения обучающегося;
- выступает на родительских собраниях, проводит семинары, консультации;
- участвует в деятельности Совета профилактики.
Медсестра:
- проводит медицинское обследование несовершеннолетних с целью выявления насилия, жестокого обращения с детьми;
- отслеживает состояние здоровья ребенка;
- проводит просветительскую работу.
Далее во взаимодействии коллектива ДОО (заведующего, воспитателей, педагогов и педагога-психолога) разрабатывается социальный паспорт семей ДОО. Выявляются состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессии, количество детей в семье, определяется количество малообеспеченных, неполных, полных семей, семей, имеющих опекаемых детей, детей-инвалидов, многодетных, неблагополучных семей. Например, на 1 сентября 2018 г. в нашем дошкольном учреждении выявлена 1 неблагополучная семья.
Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Необходимо скоординировать свою деятельность со всеми заинтересованными организациями – субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом охраны детства и другими организациями).
С семьями воспитанников используются разнообразные методики выявления семей, находящихся в социально-опасном положении: наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка, по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
Также нами используются такие формы работы с родителями, как:
Коллективные: родительские собрания, дни открытых дверей, семинары – практикумы, конкурсы, семейные педагогические проекты, и др.
Индивидуальные: консультации, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятия, посещения на дому
Информационно-ознакомительные: эпизодические посещения родителями детского сада, открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности, выставки детских работ, фотовыставки
Информационно-просветительские: информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки, мини-газеты.
В течение года оформляется организационно-методическая документация. На слайдах представлена вся необходимая документация, которая должна быть в работе у уполномоченного по правам детей в ДОО:
- социальный паспорт ДОО;
- график работы Уполномоченного по правам ребенка;
- план совместной работы ДОУ и КПДН и ЗП;
- журнал регистрации обращений Уполномоченного по правам ребенка;
- постановление о постановке на учет в КПДН и ЗП;
- представление на постановку на внутри садовский учет семьи (форма 1- шс);
- учетная карточка семьи, находящейся в социально-опасном положении (форма 2 – шс);
- план индивидуально-профилактической работы (форма 3 – шс);
- карта индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения (форма 4 – шс) и др.
Следующий этап – реализация планов работы с семьей. В нашем дошкольном учреждении разработаны:
- План работы по организации мероприятий с семьями «группы риска» (приложение к Годовому плану ДОО);
- План совместной работы ДОО и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского района г. Чебоксары;
- План работы Совета профилактики ДОО;
- План работы Уполномоченного по защите прав ребенка ДОО.
В целях создания условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, установления связи между семьей и образовательным учреждением нами разработана долгосрочная целевая программа по работе с социально-неблагополучными семьями «Благополучная семья» на 2018-2023 гг. Надеемся, что реализация данной программы повысит ответственность родителей за воспитание детей, позволит установить доверительные детско-родительские отношения, повысить эффективность работы учреждения путем внедрения инновационных программ работы с социально – неблагополучными семьями. достичь качественных изменений в профессиональной компетенции педагогов, работающих с социально – неблагополучными семьями.
Результаты проводимой в течение года работы с неблагополучными семьями обсуждаются на Совете профилактики, там же разрабатываются профилактические меры, пишется протокол. По итогам проделанной работы составляются отчеты.
Вся информация по работе ДОО с семьями, находящимися в социально опасном положении должна быть отражена на официальном сайте дошкольной организации. В нашем детском саду эта информация сосредоточена на баннере «Социальная поддержка детей и родителей».
ВЫВОДЫ:
Вся работа в ДОО с «неблагополучными» семьями ведется с целью улучшения ситуации в семьях воспитанников. Для этого необходимо:
• Вести работу с «неблагополучными» семьями на всех уровнях, при активном взаимодействии всех сотрудников, поэтапно и постоянно.
• Дошкольному учреждению необходимо сотрудничать с органами опеки и попечительства, комиссией по профилактике пьянства, органами социальной защиты, отделом по охране прав детства, юристом отдела образования, врачами неврологом и наркологом.
• Воспитателям и специалистам, работающим непосредственно с родителями воспитанников устанавливать доверительные, человеческие отношения, вести диалог на «равных», пробуждать в них материнские и отцовские чувства.
• Необходимо глубоко разобраться в причинах семейного неблагополучия, понять, поддержать, помочь взрослым членам семьи в воспитании ребенка.
Список литературы:
1. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2002. - № 4.
2. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.
3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи - М., 1988
2019-01-13 16:03 2018