Каплина Т.В., Ярославцева Н.И., Савушкина Е.А. Развлечение для подготовительной группы «Родина моя – С. А. Есенин»
Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf
Развлечение рассчитано на детей старшего дошкольного возраста. Аннотация Патриотическое воспитание является одной из важнейших частей воспитания дошкольников. Под данным понятием подразумевается деятельность, направленная на формирование у детей любви к Родине (будь то страна, город или село), чувства патриотизма и гордости за место, в котором они родились, в котором живут. Также к этой составляющей воспитательного процесса относят формирование у дошкольников уважительного отношения к культуре и природе своей страны, толерантного отношения ко всем людям. Патриотическое воспитание следует начинать с самого детства, с дошкольного возраста. Именно в эти годы у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. Яркие воспоминания и впечатления, которые связаны с формированием патриотизма, сделают детей защитниками своей Родины. Первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму, папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. Следующий объект после семьи – детский сад: дети, воспитательница, няня. Постепенно круг расширяется: улица, на которой находится дом и детский сад, родной город или деревня, столица Родины – город Москва, вся страна Россия. Задача педагога – создание именно такой последовательности в представлении ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его сознании. В методической литературе по патриотическому воспитанию дошкольников можно найти различные сценарии для организации этой работы. И пусть наши дети научатся верить в себя, уважать своих близких, беречь родную природу и гордиться своей любимой Родиной. Развлечение направлено не только на то, чтобы познакомить детей с творчеством поэта, но и на воспитание нравственных, патриотических чувств, любви к краю, в котором мы живем, со всей его красотою. Что может быть лучше, как не стихи Сергея Есенина, чтоб помочь нам в этом. Эмоциональность стихотворений С.А. Есенина способна пробудить отклик в каждом ребенке, только необходимо научить детей грамотно осмысливать текст и воспринимать его в единстве содержания и формы. Когда мы произносим имя Сергей Есенин, в нашей памяти встают картины бескрайних российских просторов, плывут под синим, как глаза поэта, небом печальные песни осенних журавлей и белых берёзок. Сердце наполняется светлым чувством покоя, любви, и в человеческой душе начинает звучать музыка. Началом всех начал для поэта была Родина, Россия. С чувством огромной благодарности и любви он произносил её имя: «Россия». Цель: Формировать патриотические чувства через творчество С.А. Есенина у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Закрепить с детьми понятие «Родина», подвести к мысли любить Родину значит знать её историю, культуру, людей. 2. Развивать у детей интерес к русской поэзии. Учить детей слышать красоту родного слова. 3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к Родине, к русской природе посредством поэзии С.А. Есенина. 4. Вызвать у детей интерес к выразительному чтению стихотворений. Предварительная работа: 1.Беседы о жизни и творчестве русского поэта. 2.Заучивание и чтение стихотворений С.А. Есенина. 3.Рисование детьми совместно с родителями на тему стихотворений С.А. Есенина. 4.Рассматривание иллюстрации села Константиново. 5.Экскурсия к памятнику С.А. Есенина.
Активизация словаря: Родина, любовь, клён, клененочек (жеребенок), зима (седая), поэт и т д. Оборудование: интерактивная доска, презентация: портрет С. А. Есенина, иллюстрации Есенинских мест; записи песен на стихи С. Есенина, листы синей бумаги, белая гуашь, кисти. На мероприятии присутствуют заранее приглашённые родители. Ход мероприятия Дети заходят в музыкальный зал под музыку «С чего начинается Родина» и встают полукругом. Ребёнок читает стихотворение: «С чего начинается Родина» «С чего начинается Родина, С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе, А может она начинается С той песни, что пела нам мать, С того что в любых испытаниях У нас никому не отнять!» Воспитатель: Как вы думаете, о чём это стихотворение и песня? Дети: о Родине. Воспитатель: Дети, а что такое Родина? Дети: – Родина - это место, где мы родились, где мы живем, где стоит наш дом, где живут наши друзья, где тепло и уютно… (показ картинок про Родину на интерактивной доске) Воспитатель: А с чего начинается Родина? Дети: С нашего дома, с березки, с реки, с цветочка… Воспитатель: Дети, а вы любите свою Родину? Дети: да. Ребенок: Стихотворение «Что мы родиной зовем?» «Что мы родиной зовем? Край, где мы с тобой живем И березки у дороги По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом Что мы родиной зовем? Дом, где мы с тобой растим, И скворцов весенних песен За распахнутым окном». Воспитатель: Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче, сильнее. Надо стараться все сделать, чтобы ей было хорошо, защищать ее и жалеть, когда ей трудно. Воспитатель: Дети, наша Родина богата знаменитыми людьми, музыкантами, писателями, поэтами. Воспитатель: Кто скажет, что делает поэт? Дети: Он пишет стихотворения. Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном из них. Это поэт Сергей Александрович Есенин — вот его портрет (на интерактивной доске портрет С.А. Есенина), на этом портрете ему 30 лет. С. Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего 30 лет! Более половины из них он провёл на родине в рязанском крае в селе Константиново. Он родился в 1895 году в семье крестьянина. Показ слайда. Воспитатель: Стихи С. Есенина знают все. Назовите стихи Есенина, которые вы знаете? Дети: «Белая берёза», «Нивы сжаты, рощи голы», «Клён ты мой опавший», «Черёмуха» и др. Воспитатель: Песни на его стихи вы, наверное, слышали. Они очень красивые и задушевные. Их поют артисты и просто люди, собравшись у костра и на полянке. Воспитатель: Вот послушайте отрывок из песни «Не жалею, не зову, не плачу». Аудиозапись песни «Не жалею, не зову, не плачу». Воспитатель: Каждое стихотворение Есенина – это картинка, надо только внимательно прислушаться, и увидишь настоящие чудеса. Каждое деревце, цветочек у поэта живые. Месяц в небе — это жеребенок, а собаки, коровы, кошки - его лучшие друзья. - Сочинять стихи он начал рано и записывал все, что видел вокруг родного села Константиново. - А кто-нибудь из вас был в селе Константиново? Дети: да. Показ слайдов: села – Константиново, музея С.А. Есенина. Воспитатель: Вот глядите, что он обнаружил в бабушкином огороде. Ребёнок: Стихотворение читает Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. Воспитатель: Кто такой клененочек? Дети: маленький клён. Воспитатель: Да это маленький, клен, клен-малыш, ребенок. А рядом с ним мама-клен; большая, высокая, добрая и стоят они рядом, как корова с теленком. - Почему как корова с теленком? Да, потому, что маленький клен растет совсем рядом с большим и тянется к нему, как к маме и может только достать своей вертушкой до его нижних веток. Очень трогательно увидел это поэт. - А сейчас послушайте, что пишет о себе сам С. Есенин о своем детстве. Чтение рассказа о детстве С. Есенина – Так вспоминал свое детство. Физкультминутка: Сейчас мы немного отдохнем, «Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встали И на месте побежали». Воспитатель: С. Есенин создал настоящие поэтические шедевры о каждом времени года. Многие из них стали песнями, любимыми многими поколениями: «Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком, И журавли печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о чём. Клён ты мой опавший, Клён заледенелый, Что стоишь нагнувшись, Под метелью белой». Воспитатель: Мы сейчас с вашими родителями попробуем спеть эти стихи, ставшие песнями, а вы дети можете нам подпевать. Родители и воспитатели поют строки из песен: «Отговорила, роща золотая», «Клён ты мой опавший», «С добрым утром!», «Не жалею, не зову, не плачу». Ребёнок:Чтение стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы» «Нивы сжаты, рощи голы От воды, туман и сырость Колесом за сини горы Солнце, тихое скатилось Дремлет взрытая дорога Ей сегодня примечталось Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось Ах и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани». Воспитатель: Какое время года описывается в этом стихотворении. Дети: Осень. Воспитатель: Каким настроением оно проникнуто. Дети: Грустное, унылое и т д. Воспитатель: Верно, настроение грустное - зима скоро! Воспитатель: А почему зима названа седой? Дети: снег выпадет. Воспитатель: Какое сейчас время года? Дети: Осень, зима и т д. Воспитатель: Про зиму поэт С. Есенин написал много стихов. Ребёнок: «Поет зима - аукает». Воспитатель: В 18 лет и Есенин написал самое известное стихотворение «Белая береза». Ребенок: «Белая береза». Воспитатель: Опишите мне эту картину, какая погода? какое настроение оно вызывает? Дети: берёза под снегом белым и т д. Воспитатель: Береза, как царевна, вся в серебре, в золоте. Воспитатель: Дети мы сейчас нарисуем эту красивую белую березу, но вначале потренируем свои пальчики: Твоя ладошка - это пруд, По ней кораблики плывут Твоя ладошка, как лужок, А сверху падает снежок, Его помыть пора давно Твоя ладошка, как дорожка, А по дорожке ходит кошка. Дети рисуют берёзу под песню «Белая береза». Звучит песня С. Есенина «Белая береза». Дети рисуют, воспитатели помогают тем, у кого возникли затруднения. Воспитатель: Какие красивые берёзы у вас получились! Предлагаю из ваших рисунков сделать выставку, а в дальнейшем подарить родителям. Наше развлечение подошло к концу, давайте встанем полукругом и подведём итог нашей встречи. Воспитатель: У меня есть берёзовая веточка. Передавайте берёзовую веточку по кругу после того, как расскажите: что понравилось? Что нового узнали? Что запомнилось? и тд. Дети: С.А. Есенин русский поэт. Родина – это место, где мы родились. Село Константиново - Родина С.А. Есенина. На стихи С. Есенина исполняют песни. Для закрепления материала родители предложили экскурсию выходного дня «Поездка в село Константиново». Список литературы: 1. «Инновационная программа дошкольного образования от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: Мозаика Синтез, 2019. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/06/ot-rozhdeniya-do-shkoly-innovatsionnaya-programma-doshkolnogo (Дата обращения: 21.03.2021). 2. Алешина Н.В. «Знакомим дошкольников с родным городом»: // М.: Издательство «Сфера». 1999. — 111 с. 3. Зеленова Н.Г. «Мы живем в России: гражданское патриотическое воспитание дошкольников : старшая группа»: // М.: Издательство: «Скрипторий 2003». 2010г. – 109с. 4. Под ред. Л. А. Кондрыкинской «С чего начинается Родина?: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ»: // М.: Издательство: «Творческий центр Сфера», 2004г. – 192 с. 5. «Патриотическое воспитание для дошкольников» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL http://raguda.ru/sk/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-po-fgos.html (Дата обращения: 21.09.2021). 6. https://esenin.ru/ – сайт о Сергее Есенине, на котором расположена подробная библиография.