НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Негодяева А. А. Использование мультимедийных технологий в математическом развитии дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


Ребёнок активно познаёт мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Поэтому, дошкольный возраст, является одним из самых важных этапов в жизни ребёнка. В дошкольном возрасте создаётся благоприятный фон для интеллектуального развития.
Современное образование – одна из наиболее бурно развивающихся систем, поскольку «информационное общество» требует по-новому образованных людей. Поэтому необходимо применение новых педагогических технологий, нетрадиционных форм организации образовательной деятельности детей в дошкольной организации. Это касается и эффективного использования мультимедийных технологий.
Математическое развитие в дошкольном возрасте является одним из важных направлений работы в дошкольной организации. Современные исследования показывают, что математическое развитие дошкольников оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе.
Педагогу для того, чтобы удерживать постоянный интерес детей, требуется, что то новое. Оказать значительную помощь в решении этого вопроса может использование мультимедийных технологий. Которые дают возможность оживить занятия, вызвать интерес у детей. Следует отметить, что математические занятия с использованием мультимедийных технологий это процесс осознанного усвоения материала.
Актуальность заключается в следующем, сложно в полной мере осуществлять образовательный и воспитательный процесс. Если при этом не учитывать современной действительности и достижений в области науки и техники. А использование мультимедийных технологий при математическом развитии дошкольников позволяет поддерживать познавательный интерес ребёнка. Даёт ему возможность ощущать радость осознания происходящего, удовлетворять свой ментальный опыт, возможность проявлять самостоятельность в обучении и решении проблемных задач.
Образовательная деятельность по математике должна быть не только интересной, но и обеспечивать глубокое усвоение программного материала. Одним из главных средств, для достижения этой цели, на наш взгляд, будут служить мультимедийные технологии.
Анализ источниковой базы по проблемам использования мультимедийных технологий в дошкольном образовании позволил нам выявить ряд противоречий:
- между необходимостью развития информационного общества и недостаточным уровнем компьютеризации и информатизации дошкольного образования;
- между преимуществами использования мультимедийных технологий в обучении детей дошкольного возраста и недостаточной разработкой соответствующего методического сопровождения;
- между потенциалом использования мультимедийных технологий для повышения качества образования и недостаточным уровнем ИКТ-компетентности воспитателей ДОУ.
О необходимости использования информационных технологий в обучении дошкольников писали следующие исследователи: М. Кирмайер, Е.В. Зворыгин, К.Н. Моторина, С.А. Шапкина, Ю.М. Горвиц и др.
Предмет исследования: мультимедийные технологий в математическом развитии дошкольников.
Теоретические основы математического развития дошкольников посредством мультимедийных технологий
Характеристика математического развития дошкольников
Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.
Основа трактовки понятия «математическое развитие» дошкольников была заложена в работах Венгера Л.А. и на сегодня является наиболее распространенной в теории и практике обучения математике дошкольников. «Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространенного понятия «развивающее обучение». Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются»
Здесь хорошо заметна предполагаемая иерархия категорий: знания - первичны, метод обучения – вторичен, т.е. подразумевается, что метод обучения «подбирается» в зависимости от характера знаний, сообщаемых ребенку (при этом употребление слова «сообщаемых» очевидно сводит «на нет» саму вторую половину высказывания, поскольку раз «сообщаемых», значит метод «объяснительно - иллюстративный», и, наконец, полагается, что само умственное развитие - это самопроизвольное следствие этого обучения.
Из исследования Е.И.Щербаковой под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает их всестороннее развитие.
Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей выделяет главные, а именно:
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;
- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
- овладение математической терминологией;
- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
В предусмотренной программой начальной математической подготовки детей дошкольного возраста предусматривается обучение их счету, развитие количественных представлений в пределах 1-го десятка, обучение решению и составлению элементарных арифметических задач. Кроме того, формирование математических представлений детей дошкольного возраста предполагает выполнение операций с множествами (наглядно представленными), проведение измерений при помощи условных мерок, а также развитие глазомера детей, формирование представлений о времени, о геометрических фигурах, формирование понимания пространственных отношений. Т.В. Тарунтаева отмечает, что в понятие «формирование математических представлений» входит такой объем материала, который значительно выходит за рамки развития у детей дошкольного возраста исключительно счетных навыков и умений, представляя собой, по сути, полноценную программу начального математического развития. Такая программа, по мнению педагога, должна обеспечить глубокое понимание детьми количественных и других отношений, а также заложить базу дальнейшего развития математического мышления у детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в разных видах деятельности. Формирование элементарных математических представлений отнесено ФГОС к образовательной области «Познавательное развитие». Данная область предполагает развитие интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий детей, становление их сознания; развитие воображения и творческой активности, а также формирование первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Исходя из выше изложенного под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций – сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, анализа, синтеза, классификации, систематизации, аналогии, сериации.
Все математические представления, доступные ребенку, он извлекает из жизни, в которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его вещественным миром. Такие поня­тия, как форма и величина, время суток и направление движения, являются на­глядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные пред­ставления требуют методичного обучения.
Условием полноценного математического развития является создание развивающей среды. Для формирования элементарных математических представлений требуются целенаправленные занятия и постоянное привлечение внимания ребенка к окружающим его предметам и явлениям.

Список используемой литературы

1. Абраменкова В. В. Детство в обществе: современные тенденции развития // Педагогика и психология детства в современном образовательном пространстве. Барнаул: АлтГПА, 2009.
2. Баракина Т. В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2011. № 3.
3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989. 127с.
4. Габдуллина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4 - 7 лет. Волгоград: Учитель, 2010.
5. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. М.: Просвещение, 2005.
6. Жуйкова Т. П. Компьютерные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012.
7. Игракова О. В. Особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях // Инновационная наука. 2017. № 1.
8. Кротова Т. Н., Дмитриев Ю. А., Калинина Т. В. Мультимедийные технологии в современном дошкольном образовании // Сборник материалов Ежегодной международной научно - практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5.
9. Мещерякова И.Н. Интеграция мультимедийных средств информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование // Вопросы дополнительного профессионального образования. 2014. № 1.


2022