Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Каргинова Ж.М. Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Библиографическое описание:

Каргинова Ж.М. Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

Обновленные ФГОС подчеркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). В соответствии с ФГОС развивают функциональную грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, формируемые школой. Все способы деятельности подразумевают, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые позволят получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире профессий. ФГОС-2021 предполагает, что человек будет развивать свою функциональную грамотность на протяжении всей своей жизни. Поэтому очень важно в школе создать все условия для саморазвития и самообразования обучающихся. Для успешного формирования функциональной грамотности у детей, учителям следует работать с каждым из шести её основных компонентов, а именно: с читательской грамотностью, математической грамотностью, естественнонаучной грамотностью, финансовой грамотностью, глобальными компетенциями, креативным мышлением.

Наиболее важным компонентом функциональной грамотности является читательская грамотность. Хочется вспомнить слова советского и российского лингвиста Алексея Алексеевича Леонтьева: «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Формирование читательской грамотности в первую очередь происходит на уроках русского языка и литературы учителями – словесниками.

Основными читательскими умениями, входящими в понятие «читательская грамотность», являются:

1. Извлечение информации из текста.

2. Создание общего понимания текста.

3. Понимание информации, сообщенной в тексте, ее перевод на язык читателя.

4. Размышление о содержании текстового сообщения и его оценка.

5. Размышление о форме текстового сообщения и ее оценка.

Данные умения, позволяющие полноценно и глубоко понять текст, укрупнены и соответствуют действиям:

1. найти и извлечь (сообщение или информацию);

2. связывать и толковать (сообщение);

3. осмыслить и оценить (сообщение).

Важно понимать и помнить, что читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать, анализировать прочитанное, что указывает на сформированность навыка смыслового чтения.

В процессе формирования читательской грамотности полезно обучить ребёнка отвечать на 3 вопроса:

- Зачем я читаю? (Чего хочу я достичь в результате: развлечься, найти информацию или научиться чему-то?)

- Что именно я читаю? (Какой жанр у этого текста: это научная статья, учебник, детектив, научная фантастика или пост блогера?)

- Как именно я читаю? (Вчитываюсь в каждое слово или бегло просматриваю содержимое в поисках главной идеи? Отмечаю ли я для себя важные факты?)

В зависимости от того, как ребёнок формулирует ответы, можно выделить примерно 3 вида стратегии чтения:

- беглое, ознакомительное чтение;

- изучающее, вдумчивое чтение;

- чтение для поиска информации.

Ученик должен чётко понимать, какую стратегию, когда и при какой ситуации применять.

Формирование читательской грамотности включает целенаправленное обучение учащихся:

· работе с информацией разных видов и жанров в ситуациях, максимально приближенных к жизни;

· поиску заданной информации в словарях, энциклопедиях, справочниках, на интернет-сайтах, с помощью интернет-поисковиков;

· ее интерпретации и использованию в учебных и личных целях;

· тактике и стратегиям чтения и информационно-смысловой переработки текста;

· способам понимания разного вида текстов, включающим понимание коммуникативного намерения автора.

В учебнике по русскому языку, по которому я работаю, практически нет упражнений, которые позволяют формировать читательскую грамотность, поэтому приходится подключать своё творчество, предметную и методическую компетентность, чтобы разнообразить приёмы с использованием всевозможных ресурсов.

Для формирования читательской грамотности я на своих уроках использую следующие приёмы:

«Чтение с остановками» - данный приём проверяет умение учащихся находить и извлекать информацию из текста. Например, на этапе изучения нового материала прошу учащихся поработать с текстом: восстановить текст, используя слова для справок, озаглавить прочитанный текст, найти основную мысль текста, предугадать продолжение сюжетной линии. На каждой или некоторых остановках в чтении можно найти в отрывке важную подтекстовую информацию. Данные задания предлагаю выполнять в парах и группах.

«Словарная работа» - этот прием помогает эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом. При первичном чтении произведения обучающие читают текст с ручкой, выписывая в тетрадь те слова, значение которых им непонятны. Затем проводится работа над лексическим значением данных слов. При необходимости мы прибегаем к помощи справочно-информационного портала «Грамота.ру».

«Задай вопрос» – данный прием помогает лучше понять содержание текста, учит обращать внимание не только на основную информацию в тексте, но и второстепенную. Запись вопросов в тетрадь позволяет ребёнку лучше запомнить изученный материал. Данный прием предлагаю обучающимся выполнить индивидуально, в парах или группах на уроках русского языка и литературы, часто задаю в качестве домашнего задания.

Прием «Кольца Венна». Это отличный способ, чтобы структурировать информацию и сравнивать ее. Кольца (круги) Эйлера – Венна помогают проанализировать информацию, разобраться в похожих явлениях, выявить общее и найти уникальное. Суть приема: сравнить несколько объектов и найти все возможные области совпадения признаков. Отличительные признаки записываются в каждом из колец, а сходные – в местах пересечения. Можно использовать при работе над сравнительной характеристикой героев на уроках литературы, сопоставлением частей речи, работе с синтаксическими конструкциями на уроках русского языка.

«Составление памятки, инструкции» - этот приём проверяет умение интегрировать и интерпретировать информацию. Можно попросить ребят дополнить предложения, используя информацию, которая содержится в тексте или составить инструкцию для тех, кто собирается посетить Сочи Парк, Мэджик Парк, музей, библиотеку. Данный приём использую не только в учебных целях, но и в воспитательных. Дети, составляя инструкцию перед выездом на экскурсию, подробно прописывают в ней правила поведения.

«Конкурс шпаргалок» - данный приём используется для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста. Для этого даю задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графики, схемы, диаграммы.

Технология приема следующая: ребята составляют опорный конспект по изучаемой теме и «озвучивают» его на уроке во время участия в «конкурсе шпаргалок». Конкурс шпаргалок подразумевает такую форму учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях.

В начале изучения новой темы я объявляю начало конкурса и знакомлю ребят с условиями. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

- «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

- в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

- количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

«Представь в виде таблицы (диаграммы, схемы) » - формирует у обучающихся умение находить основную информацию в тексте и преобразовывать её в таблицы, диаграммы, схемы.

«Кластер». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиями "второго уровня". Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Данный приём используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). Отлично подходит для любой стадии урока.

Полезные сайты, порталы, которые я использую в своей работе при подготовке к урокам и во время урока:

- https://www.instrao.ru/index.php

- https://resh.edu.ru

- https://fipi.ru/

- https://fioco.ru

- http://www.gramota.ru/

- https://proshkolu.ru

- http://metodsovet.su

- https://www.textologia.ru

- https://lgz.ru

- https://infourok.ru

- http://school-collection.edu.ru

- https://www.yaklass.ru

Только систематическая работа по формированию читательской грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования грамотного читателя. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его в учебной и во внеучебной работе. Развитие читательской грамотности у обучающихся помогает лучше и быстрее усваивать учебный материал, а процесс чтения становится интересным и увлекательным.

Библиографический список

Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие - СПб.: КАРО, 2019. -160 с.

Камзеева Е. «Функциональная грамотность школьников - важный показатель качества образования» https://mcko.ru/articles/2264.

Скрипова Ю. Ю. Структура читательской компетентности школьников // Инновационные процессы в общем образовании: проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием) (6–7 дек. 2012 г., г. Пермь) / под общ. ред. М. А. Худяковой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – Ч. 1. – С. 330–339.

Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.: Баласс, 2013. – 128 с.
2023