Актуальные вопросы начального общего образования

Дементьева Г.В. Внеклассное мероприятие «Русский обрядовый праздник «Жаворонки»

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf

Цель праздника: приобщение детей к культурному наследию русского народа через знакомство с русским обрядовым праздником «Жаворонки»
Задачи:
1) Пробудить в детях интерес к русскому фольклору.
2) Воспитывать любовь к природе, птицам.
3) Способствовать радостному эмоциональному объединению всех детей в совместной деятельности при подготовке к празднику и участию в нём.
Направление воспитательной деятельности: духовно-нравственное
Форма проведения мероприятия: праздник, с выполнением практического задания.
Оборудование праздника: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, обрядовое деревце, разноцветные ленточки, колокольчик, печенье «жаворонки».
Организационный момент.
Дети входят в зал и рассаживаются на свои места. Гости на празднике – родители.
Вводная часть.
Ученик 1
- Ой, вы красны девицы и добры молодцы! Всех без исключенья зову на представление! Будем зиму провожать, а Весну встречать!
Ученик 2
- Идёт матушка весна –отворяйте ворота.
Вот и первым март пришёл,
Всех друзей с собой привёл.
А за ними и апрель, растворяй по шире дверь
А потом придёт и май
Сколько хочешь ты гуляй.
Ученик 3
-Приглашаем вас к нам на праздник. Будем сегодня хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять!
Основная часть.
Ведущий: - Сегодня у нас народный обрядовый праздник -праздник встречи Весны. С давних времен считают, что 22 марта весна встречается с зимой, поскольку день равняется ночи, которая постепенно будет становиться короче.
Ведущий: Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
- У нас тоже есть такое деревце на празднике. Мы будем водить вокруг него хоровод и украшать (Дети исполняют песню о весне и украшают деревце разноцветными лентами).
Ведущий: Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного теста птичек – «жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов.
Весну всегда ждали, встречали, закликали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. А вы хотите, чтобы тепло и солнышко скорее пришли к нам? Давайте жаворонков закликать и весну встречать.
Дети выходят и читают заклички:
1. Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
2. Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам – лето!
На тебе сани, а нам – телегу!
3. Жаворонушки!
Прилетите к нам да принесите нам,
Жаворонушки!
Нам весну красну да красно летеце.
Нам зима-то надоела,
Много хлебушка поела,
А воды-то попила
Да три колодезя.
Ведущий: Кончив кликание, дети играли со своими «жаворонками», а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставляли голову. Каждый берег ее для своей мамы.
- А дальше было так. (Выходит мальчик и его мама)
- «Ha-ко, мама, тебе голову от «жаворонка»: как «жаворонок» высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего «жаворонка» голова, так чтобы и лен головастый был.»
Ведущий: в других местах хозяйки выходили за околицу, расстилали на землю холст, клали на него хлеб, кланялись в землю и говорили: «Вот тебе, матушка-весна!» А дети брали испеченных «жаворонков», шли в поле, подбрасывали их в воздух, ловили, приговаривая: (читают дети)
1.Весна-красна,
На чем пришла?
На сохе, на бороне
На кобыле вороне.
2.Ой, вы, жаворонки
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое — коровье,
Второе — овечье,
Третье — человечье.
Ведущий: Давным-давно люди сложили легенду о жаворонке. Будто Бог взял кусочек земли и подбросил его вверх —так и появилась славная птичка с неярким оперением. Жаворонок высоко летает —Христа прославляет. Считается, что жаворонки вытаскивали шипы из тернового венца на голове распятого Христа, чтобы облегчить его участь. Можно видеть, как жаворонок поднимается всё выше в небо и поёт, поёт. А потом замолкнет и ещё выше взлетит —народ отмечает: на исповедь к самому Богу. Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.
Ведущий: а сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Жаворонок»
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.
Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.
Ведущий: А каких еще птиц вестников весны вы знаете? Отгадайте загадки:
(на экране появляется изображение птицы).
1. Черный, проворный, кричит "крак", червякам враг! (Грач)
2. Спереди у птички шильце, позади у птички вильце
Птичка мала, да за морем была! (Ласточка)
3. Стоит ствол, на стволе кол. На колу -дворец, во дворце -певец! Кто это? (Скворец)
4. Когда весенний лес весну торжественно встречает,
Колдунья серая усердно годы нам считает...(Кукушка)
5. Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит. (Соловей)
- Молодцы!
- А сейчас мы послушаем стихи о весне.
Звучат стихи о весне.
1. Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят
2.Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют -посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День –деньской, от зари до зари.
Ведущий: Чтобы увидеть, как бежит ручеек, существует старинная игра-обряд «Ручеек», которая символизирует таяние снега. Бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна. (Дети выходят играть в «Ручеек»)
Заключительная часть.
Ведущий: Несмотря на то, что праздник «Жаворонки» не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем. Хотя бы потому, что полакомиться вкусным свежеиспеченным печеньем и порадоваться приходу весны всегда приятно!
В зал выносятся испечённые жаворонки, раздаются детям, и все проговаривают закличку:
«Жаворонки –господа
Прилетите к нам сюда,
Зиму унесите,
Весну принесите,
Нам зима надоела,
Весь хлеб поела!»
Рефлексия:
- Что нового вы узнали о празднике встречи Весны?
- Когда его встречают?
- Какая птица символизирует этот праздник? Почему?
Домашнее задание: (выдаются рецепты печенья)
- Используя рецепт, испеките печенье «Жаворонки»
Использованная литература и Интернет-ресурсы:
1. «Последний звонок»: - 2005. No4
2. «Педсовет: Газета» - 2001. No4, 2005. No 2
3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/06/19/zhavoronki-vstrecha-vesny

Приложение

Рецепт приготовления печенья «Жаворонки»



Сухие дрожжи 1,5 чайной ложки муки пшеничной, 500 грамм соли, 1 чайная ложка сахара, 2-2,5 столовые ложки воды,300 мл. теста. Тесто замесить плотное, дать подойти в два раза, обмять и на час отправить в холодильник. После того, как тесто подошло, сформируйте булочки, смажьте верх и выпекайте 30-35 минут при температуре 190 гр. Для смазывания в маленькой чашечке необходимо заварить крепкий черный чай (пакетик), развести там 3 столовые ложки сахара, и 0,5 столовой ложки крахмала. Прогреть все это в микроволновке —получится такой сладкий чайный кисель.
2019