Цель праздника: приобщение детей к культурному наследию русского народа через знакомство с русским обрядовым праздником «Жаворонки» Задачи: 1) Пробудить в детях интерес к русскому фольклору. 2) Воспитывать любовь к природе, птицам. 3) Способствовать радостному эмоциональному объединению всех детей в совместной деятельности при подготовке к празднику и участию в нём. Направление воспитательной деятельности: духовно-нравственное Форма проведения мероприятия: праздник, с выполнением практического задания. Оборудование праздника: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, обрядовое деревце, разноцветные ленточки, колокольчик, печенье «жаворонки». Организационный момент. Дети входят в зал и рассаживаются на свои места. Гости на празднике – родители. Вводная часть. Ученик 1 - Ой, вы красны девицы и добры молодцы! Всех без исключенья зову на представление! Будем зиму провожать, а Весну встречать! Ученик 2 - Идёт матушка весна –отворяйте ворота. Вот и первым март пришёл, Всех друзей с собой привёл. А за ними и апрель, растворяй по шире дверь А потом придёт и май Сколько хочешь ты гуляй. Ученик 3 -Приглашаем вас к нам на праздник. Будем сегодня хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять! Основная часть. Ведущий: - Сегодня у нас народный обрядовый праздник -праздник встречи Весны. С давних времен считают, что 22 марта весна встречается с зимой, поскольку день равняется ночи, которая постепенно будет становиться короче. Ведущий: Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают. - У нас тоже есть такое деревце на празднике. Мы будем водить вокруг него хоровод и украшать (Дети исполняют песню о весне и украшают деревце разноцветными лентами). Ведущий: Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного теста птичек – «жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. Весну всегда ждали, встречали, закликали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. А вы хотите, чтобы тепло и солнышко скорее пришли к нам? Давайте жаворонков закликать и весну встречать. Дети выходят и читают заклички: 1. Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела! 2. Жаворонок, жаворонок! На тебе зиму, а нам – лето! На тебе сани, а нам – телегу! 3. Жаворонушки! Прилетите к нам да принесите нам, Жаворонушки! Нам весну красну да красно летеце. Нам зима-то надоела, Много хлебушка поела, А воды-то попила Да три колодезя. Ведущий: Кончив кликание, дети играли со своими «жаворонками», а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставляли голову. Каждый берег ее для своей мамы. - А дальше было так. (Выходит мальчик и его мама) - «Ha-ко, мама, тебе голову от «жаворонка»: как «жаворонок» высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего «жаворонка» голова, так чтобы и лен головастый был.» Ведущий: в других местах хозяйки выходили за околицу, расстилали на землю холст, клали на него хлеб, кланялись в землю и говорили: «Вот тебе, матушка-весна!» А дети брали испеченных «жаворонков», шли в поле, подбрасывали их в воздух, ловили, приговаривая: (читают дети) 1.Весна-красна, На чем пришла? На сохе, на бороне На кобыле вороне. 2.Ой, вы, жаворонки Жавороночки, Летите в поле, Несите здоровье, Первое — коровье, Второе — овечье, Третье — человечье. Ведущий: Давным-давно люди сложили легенду о жаворонке. Будто Бог взял кусочек земли и подбросил его вверх —так и появилась славная птичка с неярким оперением. Жаворонок высоко летает —Христа прославляет. Считается, что жаворонки вытаскивали шипы из тернового венца на голове распятого Христа, чтобы облегчить его участь. Можно видеть, как жаворонок поднимается всё выше в небо и поёт, поёт. А потом замолкнет и ещё выше взлетит —народ отмечает: на исповедь к самому Богу. Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Ведущий: а сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Жаворонок» Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова: В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел, Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве, Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год. Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего. Ведущий: А каких еще птиц вестников весны вы знаете? Отгадайте загадки: (на экране появляется изображение птицы). 1. Черный, проворный, кричит "крак", червякам враг! (Грач) 2. Спереди у птички шильце, позади у птички вильце Птичка мала, да за морем была! (Ласточка) 3. Стоит ствол, на стволе кол. На колу -дворец, во дворце -певец! Кто это? (Скворец) 4. Когда весенний лес весну торжественно встречает, Колдунья серая усердно годы нам считает...(Кукушка) 5. Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит. (Соловей) - Молодцы! - А сейчас мы послушаем стихи о весне. Звучат стихи о весне. 1. Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят 2.Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнёзд понавьют -посмотри! Что за звуки, за песни польются День –деньской, от зари до зари. Ведущий: Чтобы увидеть, как бежит ручеек, существует старинная игра-обряд «Ручеек», которая символизирует таяние снега. Бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна. (Дети выходят играть в «Ручеек») Заключительная часть. Ведущий: Несмотря на то, что праздник «Жаворонки» не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем. Хотя бы потому, что полакомиться вкусным свежеиспеченным печеньем и порадоваться приходу весны всегда приятно! В зал выносятся испечённые жаворонки, раздаются детям, и все проговаривают закличку: «Жаворонки –господа Прилетите к нам сюда, Зиму унесите, Весну принесите, Нам зима надоела, Весь хлеб поела!» Рефлексия: - Что нового вы узнали о празднике встречи Весны? - Когда его встречают? - Какая птица символизирует этот праздник? Почему? Домашнее задание: (выдаются рецепты печенья) - Используя рецепт, испеките печенье «Жаворонки» Использованная литература и Интернет-ресурсы: 1. «Последний звонок»: - 2005. No4 2. «Педсовет: Газета» - 2001. No4, 2005. No 2 3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/06/19/zhavoronki-vstrecha-vesny
Приложение
Рецепт приготовления печенья «Жаворонки»
Сухие дрожжи 1,5 чайной ложки муки пшеничной, 500 грамм соли, 1 чайная ложка сахара, 2-2,5 столовые ложки воды,300 мл. теста. Тесто замесить плотное, дать подойти в два раза, обмять и на час отправить в холодильник. После того, как тесто подошло, сформируйте булочки, смажьте верх и выпекайте 30-35 минут при температуре 190 гр. Для смазывания в маленькой чашечке необходимо заварить крепкий черный чай (пакетик), развести там 3 столовые ложки сахара, и 0,5 столовой ложки крахмала. Прогреть все это в микроволновке —получится такой сладкий чайный кисель.