Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf
Цель – повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросу организации игровой деятельности, разнообразия игр, их развивающего потенциала, содержания и соответствия показателям возрастного развития.
Участники: педагоги ДОО.
Продолжительность проведения: 20 минут.
Оборудование: карточки с заданием, средний по размеру конструктор Lego, столы (4 шт.), лист, акварельные краски, кисточки, вода, непроливайка, предметы-реквизиты (киндер-игрушки, блоки конструктора, куколки, деревца и др.), человечки, заготовка лестницы.
Ход мероприятия
I. Организационный этап- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу фрагмент воркшопа «От игры к учению и саморазвитию», я надеюсь, что проведенное время для нас всех будет продуктивным, может кто-то узнает для себя что-то новое и возьмет себе на вооружение. Наш воркшоп будет состоять из двух частей: это проигрывание игровых ситуаций и их обсуждение. Для этого мне нужны помощники (8 человек). А теперь я обращаюсь непосредственно к вам, я очень рада, что у нас такая хорошая аудитория, я готова с вами дружить, играть. Для того чтобы начать работать, нам нужно разбиться на группы. Участники делятся на группы. Скажите, какой критерий лег в основу вашего разделения на группы? Ответы участников.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что при организации игр дети могут объединяться по разным признакам (полу, возрасту, общим интересам, семьи дружат и т.д.)
II. Практический этап
- И теперь, переходя к основной работе по теме, я предлагаю Вам в течение 5 минут выполнить следующие упражнения, которые помогут нам определить важные моменты при организации игр (на столах у каждой группы лежит инструкция и необходимый материал).
1 группа - игра «Робот»
Материал: средний по размеру конструктор Lego, стол.Содержание для 1 микрогруппы: из числа педагогов выбирают двух «роботов» и одного «оператора». Задача «оператора» - с помощью своих «роботов» собрать на столе из конструктора Lego постройку по замыслу. Для этого он подает «роботам» словесные команды. Задача «роботов» - точно выполнять команды своего «оператора».
Рефлексия: по истечению 5 минут участники обсуждают полученные впечатления.
Психолог обращается к участникам 1 микрогруппы.
- Комфортно ли было «роботам» выполнять инструкцию «оператора»? Что мешало и становилось барьером в общении? Хотелось ли что-то изменить, если «да», то что?
Ответы участников 1 микрогруппы.
- Является ли данная игровая ситуация психологически безопасной? Ведет ли она к развитию или же она создает психологическую угрозу? Если «да», то для кого?».
Ответы участников.
- Подводя итог, следует отметить, что игру нужно организовывать так, чтобы она способствовала проявлению инициативы ребенка, самостоятельности, активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми (целевой ориентир ДО).
2 группа – упражнение «Рисование с партнером»
Материал: лист, акварельные краски, кисточки, вода, непроливайка.Инструкция: лист бумаги располагается на столе между партнерами, и каждый, предварительно посмотрев в глаза напарника, начинает рисовать – спонтанно, не задумываясь. Общайтесь с партнером с помощью цветов, линий, форм. Постарайтесь узнать что-нибудь о своем партнере, делитесь любыми ассоциациями и эмоциями, которые вызывает у вас рисунок напарника. Обменяйтесь своими впечатлениями от сеанса, проанализируйте происходящее и свои ощущения во время совместного творчества.
Рефлексия: по истечению 5 минут участники обсуждают полученные впечатления.
- Легко ли вам было общаться? Что помогало понять собеседника? Что развивается в этой игре?
Ответы участников.
- Подводя итог, следует отметить, что данное упражнение показывает, что в игре большое значение имеет эмоциональная составляющая: умение учитывать чувства и интересы других, сопереживать…. радоваться…, развивается умение договариваться с партнером по игре» (целевой ориентир ДО).
3 группа – упражнение «Учимся, играя»
Материал: предметы-реквизиты (киндер-игрушки, блоки конструктора, куколки, деревца и др.)Содержание: педагоги в течение 5 минут, используя реквизиты, должны придумать игру, описать ее, и показать элемент этой игры.
Рефлексия: по истечению 5 минут участники показывают фрагмент игры, обсуждают полученные впечатления.
Ответы участников.
- Подводя итог, следует отметить, что данная игровая ситуация способствует развитию воображения, проявлению любознательности, установлению причинно-следственных связей, навыков взаимодействия, учету интересов партнеров по игре (целевой ориентир ДО).
- Давайте вместе подведем итог нашей совместной работы. В названии нашего воркшопа звучал термин «игра». А что значит «игра»? Ответы участников.
Вывод: подводя итог всему вышесказанному, игра – это:
- ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста;
- это способ познания окружающего мира;
- это развивающая среда;
- это социальная среда;
- это эффективный вид общения.
- Что развивает игра?
Ответы участников.
Вывод: подводя итог вышесказанному, игра развивает слуховое восприятие, речь, способность концентрировать внимание, произвольное внимание, координацию движения, согласованность действий, быстроту реакции, способствует снятию эмоциональных и мышечных зажимов, развитию навыков групповой сплоченности, навыков взаимодействия, учету интересов партнеров по игре, умение учитывать чувства и интересы других, сопереживать…. радоваться…, развивается умение договариваться с партнером по игре, воображение, любознательность, умение устанавливать причинно-следственные связи. Одним словом, это те целевые ориентиры, которые важны на этапе завершения дошкольного образования.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
«Лестница Успеха»
Участники выполняют задание.Давайте поблагодарим друг друга за плодотворную совместную работу.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 20152. Практические семинары для педагогов. Вып.2. Психологическая компетентность воспитателей/ авт.-сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2018