Право и образование

Кочетова О.В. Правовое воспитание несовершеннолетних в Семейных центрах помощи семье и детям

Библиографическое описание:
Кочетова О.В. Правовое воспитание несовершеннолетних в Семейных центрах помощи семье и детям // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства. В настоящее время уделяется большое внимание правовому воспитанию несовершеннолетних во всех учреждениях, работающих с детьми.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников - это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права.

Целью правового воспитания является сформированная правовая культура каждого ребенка.

Высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка. Знание прав и законов Российской Федерации позволяет детям избежать правонарушения и быть законопослушными гражданами нашей страны.

В настоящее время педагоги используют различные программы и проекты, направленные на всестороннее развитие личности ребенка.

В своей работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, я реализую социально-правовой проект «Ваш вопрос - наш ответ».

Цель проекта: формирование правовой культуры несовершеннолетних и воспитание законопослушного гражданина.

Задачи проекта:

-Формирование уважительного отношения к правовым нормам;

-Повышение уровня знаний о правах и обязанностях, о правовых документах;

-Развитие творческих способностей детей.

Целевая аудитория: дети семейного центра в возрасте от 10 до 18 лет.

Срок реализации проекта: 1 год.

Проект состоит из следующих блоков:

-Организационный блок – подготовка методической литературы и наглядных пособий, оформление книжного уголка по теме: «Право»;

-Информационный блок – проведение информационных занятий, деловых игр, направленных на развитие познавательной активности детей;

-Практический блок – участие в творческих конкурсах, приуроченных к государственным праздникам, привлечение детей к созданию презентаций на правовую тему.

-Заключительный блок – подведение итогов работы по проекту.

Используемые формы при реализации проекта: беседа, диспут, встреча с интересными людьми, экскурсия, конкурс рисунков, фотоконкурс, викторина, деловая игра.

Наиболее интересные и эффективные методы воспитательной работы в семейных центрах помощи семье и детям – это творческие конкурсы. Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах рисунков, фотоконкурсах, конкурсах декоративно-прикладного творчества, конкурсе чтецов. Несовершеннолетние не только развивают свои творческие способности, но и повышают уровень знаний по той или иной теме.

Деловая игра представляет собой имитационный коллективный игровой метод активного обучения, который также интересен детям. Игра позволяет углубить и закрепить знания и умения по определенной теме.

Встречи с интересными людьми (инспектором по делам несовершеннолетних, юрисконсультом учреждения, представителем уполномоченного по правам ребенка) дают детям возможность узнать интересующие их вопросы и свободно выражать свои мысли.

При подготовке мероприятий используются следующие документы, регулирующие защиту прав детей в Российской Федерации:

-Конвенция о правах ребенка,

-Конституция Российской Федерации,

-Семейный кодекс РФ,

-Гражданский кодекс РФ,

-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации,

-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Тематическое планирование (рисунок 1) включает в себя занятия по теме «Права и обязанности детей», «Ответственность несовершеннолетних», «Безопасность в сети интернет», «Безопасное поведение во время каникул», занятия, приуроченные государственным праздникам, «Законы РФ», творческие конкурсы.

Рисунок 1

Тематическое планирование

Месяц

Тема мероприятия

Форма проведения

Январь

1.«Знаешь ли ты свои права».

2.«Безопасные каникулы».

Правовая игра.

Встреча с интересными людьми, Инспектор ОДН.

Февраль

1.«Интернет: свобода и ответственность».

2.«Письмо солдату».

Информационный час.

Творческая мастерская.

Март

1.«Имею право».

2.«Вместе мы сила».

Встреча с представителем уполномоченного по правам ребенка.

Деловая игра.

Апрель

1.«Знатоки права».

2.«Все о законах».

Викторина.

Познавательное занятие.

Май

1.«День детского телефона доверия».

2.«Если надо помощь рядом».

Конкурс рисунков.

Беседа.

Июнь

1.«Правовая неотложка».

2. «Россия – Родина моя».

Информационный час.

Творческий конкурс.

Июль

1.«Ответственность несовершеннолетних».

2.«Права сказочных героев».

Встреча с инспектором ОДН.

Познавательная игра.

Август

1.«Права глазами детей».

2.«Мои обязанности».

Творческий конкурс.

Беседа.

Сентябрь

1.«Права и обязанности школьников».

2..«Мои документы».

Беседа.

Экскурсия в МФЦ.

Октябрь

1.«Когда я стану взрослым».

2.«В стране Законов».

Диспут.

Информационный час.

Ноябрь

1.«Всероссийский день правовой помощи детям».

2.«Я в мире прав».

Познавательное занятие.

Творческий конкурс.

Декабрь

1.«День Конституции».

2.«Твоя безопасность – в твоих руках».

Беседа.

Встреча с инспектором ОДН.

Ожидаемый результат проекта

В ходе реализации проекта ожидается следующий результат:

-Расширяется кругозор несовершеннолетних, дети знают свои права и обязанности;

-У детей сформировано представление об основных правовых документах, защищающих их права;

-Ребенок обладает знаниями об ответственности несовершеннолетних и имеет устойчивую гражданскую позицию перед обществом;

-Несовершеннолетний владеет терминологией в рамках правового воспитания;

-Развиваются личные качества такие как: ответственность, умение анализировать свои поступки, умение слушать и слышать других.

Литература:

Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека// Педагогика-2004-N 1,2

Бострикова Е.С. Проект «Право на права» / https:www.prodlenka.org/profile/161033
2024