Библиографическое описание:
Кочетова О.В. Правовое воспитание несовершеннолетних в Семейных центрах помощи семье и детям // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства. В настоящее время уделяется большое внимание правовому воспитанию несовершеннолетних во всех учреждениях, работающих с детьми.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников - это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права.
Целью правового воспитания является сформированная правовая культура каждого ребенка.
Высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка. Знание прав и законов Российской Федерации позволяет детям избежать правонарушения и быть законопослушными гражданами нашей страны.
В настоящее время педагоги используют различные программы и проекты, направленные на всестороннее развитие личности ребенка.
В своей работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, я реализую социально-правовой проект «Ваш вопрос - наш ответ».
Цель проекта: формирование правовой культуры несовершеннолетних и воспитание законопослушного гражданина.
Задачи проекта:
-Формирование уважительного отношения к правовым нормам;
-Повышение уровня знаний о правах и обязанностях, о правовых документах;
-Развитие творческих способностей детей.
Целевая аудитория: дети семейного центра в возрасте от 10 до 18 лет.
Срок реализации проекта: 1 год.
Проект состоит из следующих блоков:
-Организационный блок – подготовка методической литературы и наглядных пособий, оформление книжного уголка по теме: «Право»;
-Информационный блок – проведение информационных занятий, деловых игр, направленных на развитие познавательной активности детей;
-Практический блок – участие в творческих конкурсах, приуроченных к государственным праздникам, привлечение детей к созданию презентаций на правовую тему.
-Заключительный блок – подведение итогов работы по проекту.
Используемые формы при реализации проекта: беседа, диспут, встреча с интересными людьми, экскурсия, конкурс рисунков, фотоконкурс, викторина, деловая игра.
Наиболее интересные и эффективные методы воспитательной работы в семейных центрах помощи семье и детям – это творческие конкурсы. Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах рисунков, фотоконкурсах, конкурсах декоративно-прикладного творчества, конкурсе чтецов. Несовершеннолетние не только развивают свои творческие способности, но и повышают уровень знаний по той или иной теме.
Деловая игра представляет собой имитационный коллективный игровой метод активного обучения, который также интересен детям. Игра позволяет углубить и закрепить знания и умения по определенной теме.
Встречи с интересными людьми (инспектором по делам несовершеннолетних, юрисконсультом учреждения, представителем уполномоченного по правам ребенка) дают детям возможность узнать интересующие их вопросы и свободно выражать свои мысли.
При подготовке мероприятий используются следующие документы, регулирующие защиту прав детей в Российской Федерации:
-Конвенция о правах ребенка,
-Конституция Российской Федерации,
-Семейный кодекс РФ,
-Гражданский кодекс РФ,
-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации,
-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Тематическое планирование (рисунок 1) включает в себя занятия по теме «Права и обязанности детей», «Ответственность несовершеннолетних», «Безопасность в сети интернет», «Безопасное поведение во время каникул», занятия, приуроченные государственным праздникам, «Законы РФ», творческие конкурсы.
Рисунок 1
Тематическое планирование
Месяц
Тема мероприятия
Форма проведения
Январь
1.«Знаешь ли ты свои права».
2.«Безопасные каникулы».
Правовая игра.
Встреча с интересными людьми, Инспектор ОДН.
Февраль
1.«Интернет: свобода и ответственность».
2.«Письмо солдату».
Информационный час.
Творческая мастерская.
Март
1.«Имею право».
2.«Вместе мы сила».
Встреча с представителем уполномоченного по правам ребенка.
Деловая игра.
Апрель
1.«Знатоки права».
2.«Все о законах».
Викторина.
Познавательное занятие.
Май
1.«День детского телефона доверия».
2.«Если надо помощь рядом».
Конкурс рисунков.
Беседа.
Июнь
1.«Правовая неотложка».
2. «Россия – Родина моя».
Информационный час.
Творческий конкурс.
Июль
1.«Ответственность несовершеннолетних».
2.«Права сказочных героев».
Встреча с инспектором ОДН.
Познавательная игра.
Август
1.«Права глазами детей».
2.«Мои обязанности».
Творческий конкурс.
Беседа.
Сентябрь
1.«Права и обязанности школьников».
2..«Мои документы».
Беседа.
Экскурсия в МФЦ.
Октябрь
1.«Когда я стану взрослым».
2.«В стране Законов».
Диспут.
Информационный час.
Ноябрь
1.«Всероссийский день правовой помощи детям».
2.«Я в мире прав».
Познавательное занятие.
Творческий конкурс.
Декабрь
1.«День Конституции».
2.«Твоя безопасность – в твоих руках».
Беседа.
Встреча с инспектором ОДН.
Ожидаемый результат проекта
В ходе реализации проекта ожидается следующий результат:
-Расширяется кругозор несовершеннолетних, дети знают свои права и обязанности;
-У детей сформировано представление об основных правовых документах, защищающих их права;
-Ребенок обладает знаниями об ответственности несовершеннолетних и имеет устойчивую гражданскую позицию перед обществом;
-Несовершеннолетний владеет терминологией в рамках правового воспитания;
-Развиваются личные качества такие как: ответственность, умение анализировать свои поступки, умение слушать и слышать других.
Литература:
Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека// Педагогика-2004-N 1,2
Бострикова Е.С. Проект «Право на права» / https:www.prodlenka.org/profile/161033
Кочетова О.В. Правовое воспитание несовершеннолетних в Семейных центрах помощи семье и детям // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства. В настоящее время уделяется большое внимание правовому воспитанию несовершеннолетних во всех учреждениях, работающих с детьми.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников - это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права.
Целью правового воспитания является сформированная правовая культура каждого ребенка.
Высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка. Знание прав и законов Российской Федерации позволяет детям избежать правонарушения и быть законопослушными гражданами нашей страны.
В настоящее время педагоги используют различные программы и проекты, направленные на всестороннее развитие личности ребенка.
В своей работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, я реализую социально-правовой проект «Ваш вопрос - наш ответ».
Цель проекта: формирование правовой культуры несовершеннолетних и воспитание законопослушного гражданина.
Задачи проекта:
-Формирование уважительного отношения к правовым нормам;
-Повышение уровня знаний о правах и обязанностях, о правовых документах;
-Развитие творческих способностей детей.
Целевая аудитория: дети семейного центра в возрасте от 10 до 18 лет.
Срок реализации проекта: 1 год.
Проект состоит из следующих блоков:
-Организационный блок – подготовка методической литературы и наглядных пособий, оформление книжного уголка по теме: «Право»;
-Информационный блок – проведение информационных занятий, деловых игр, направленных на развитие познавательной активности детей;
-Практический блок – участие в творческих конкурсах, приуроченных к государственным праздникам, привлечение детей к созданию презентаций на правовую тему.
-Заключительный блок – подведение итогов работы по проекту.
Используемые формы при реализации проекта: беседа, диспут, встреча с интересными людьми, экскурсия, конкурс рисунков, фотоконкурс, викторина, деловая игра.
Наиболее интересные и эффективные методы воспитательной работы в семейных центрах помощи семье и детям – это творческие конкурсы. Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах рисунков, фотоконкурсах, конкурсах декоративно-прикладного творчества, конкурсе чтецов. Несовершеннолетние не только развивают свои творческие способности, но и повышают уровень знаний по той или иной теме.
Деловая игра представляет собой имитационный коллективный игровой метод активного обучения, который также интересен детям. Игра позволяет углубить и закрепить знания и умения по определенной теме.
Встречи с интересными людьми (инспектором по делам несовершеннолетних, юрисконсультом учреждения, представителем уполномоченного по правам ребенка) дают детям возможность узнать интересующие их вопросы и свободно выражать свои мысли.
При подготовке мероприятий используются следующие документы, регулирующие защиту прав детей в Российской Федерации:
-Конвенция о правах ребенка,
-Конституция Российской Федерации,
-Семейный кодекс РФ,
-Гражданский кодекс РФ,
-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации,
-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Тематическое планирование (рисунок 1) включает в себя занятия по теме «Права и обязанности детей», «Ответственность несовершеннолетних», «Безопасность в сети интернет», «Безопасное поведение во время каникул», занятия, приуроченные государственным праздникам, «Законы РФ», творческие конкурсы.
Рисунок 1
Тематическое планирование
Месяц
Тема мероприятия
Форма проведения
Январь
1.«Знаешь ли ты свои права».
2.«Безопасные каникулы».
Правовая игра.
Встреча с интересными людьми, Инспектор ОДН.
Февраль
1.«Интернет: свобода и ответственность».
2.«Письмо солдату».
Информационный час.
Творческая мастерская.
Март
1.«Имею право».
2.«Вместе мы сила».
Встреча с представителем уполномоченного по правам ребенка.
Деловая игра.
Апрель
1.«Знатоки права».
2.«Все о законах».
Викторина.
Познавательное занятие.
Май
1.«День детского телефона доверия».
2.«Если надо помощь рядом».
Конкурс рисунков.
Беседа.
Июнь
1.«Правовая неотложка».
2. «Россия – Родина моя».
Информационный час.
Творческий конкурс.
Июль
1.«Ответственность несовершеннолетних».
2.«Права сказочных героев».
Встреча с инспектором ОДН.
Познавательная игра.
Август
1.«Права глазами детей».
2.«Мои обязанности».
Творческий конкурс.
Беседа.
Сентябрь
1.«Права и обязанности школьников».
2..«Мои документы».
Беседа.
Экскурсия в МФЦ.
Октябрь
1.«Когда я стану взрослым».
2.«В стране Законов».
Диспут.
Информационный час.
Ноябрь
1.«Всероссийский день правовой помощи детям».
2.«Я в мире прав».
Познавательное занятие.
Творческий конкурс.
Декабрь
1.«День Конституции».
2.«Твоя безопасность – в твоих руках».
Беседа.
Встреча с инспектором ОДН.
Ожидаемый результат проекта
В ходе реализации проекта ожидается следующий результат:
-Расширяется кругозор несовершеннолетних, дети знают свои права и обязанности;
-У детей сформировано представление об основных правовых документах, защищающих их права;
-Ребенок обладает знаниями об ответственности несовершеннолетних и имеет устойчивую гражданскую позицию перед обществом;
-Несовершеннолетний владеет терминологией в рамках правового воспитания;
-Развиваются личные качества такие как: ответственность, умение анализировать свои поступки, умение слушать и слышать других.
Литература:
Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека// Педагогика-2004-N 1,2
Бострикова Е.С. Проект «Право на права» / https:www.prodlenka.org/profile/161033