НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Евтенко М. Ю. «Что такое толерантность?»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf


1. Понятие толерантности
   В результате обзора Интернета и обсуждения этой темы с коллегами в ДОУ, я пришла к выводу, что понимание и принятие этой темы, «Толерантность», разнообразно. Вот некоторые высказывания:
«Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» (Большой Энциклопедический Словарь)
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» (из «Декларации принципов толерантности», принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16.11.1995 г.)
«Толерантность - сострадание, поддержка, но ни как не равнодушие. Дети с ограниченными возможностями здоровья, это те же дети, что и здоровые. Не знаю, как можно их разграничивать. Мы, педагоги и родители, просто обязаны их поддерживать, может даже чаще хвалить, они должны чувствовать, что они такие же, как все».
«В моём представлении толерантность - это непредвзятое отношение к людям, несмотря на их внешность, цвет кожи, состояние здоровья. Дети с ограниченными возможностями имеют полное право на существование в социуме. И, с помощью включения таких детей в образовательный процесс в ДОУ, мы помогаем им почувствовать себя нужными в современном обществе. С моей точки зрения, наша обязанность, как педагогов, создать благоприятную атмосферу для становления личности каждого ребёнка, в независимости от состояния здоровья ребёнка».
«Толерантность обеспечивает равное отношение ко всем людям, каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Важно уже с раннего возраста закладывать у детей правильное представление о людях с ограниченными возможностями здоровья. В детских садах проводить занятия, способствующие формированию у дошкольников адекватного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья».
«Равнодушие - отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся в безразличии, холодности, полном безучастии по отношению к чужой беде, к каким-то людям, действиям, событиям. Эмпатия - способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную помощь. В моём понимании толерантность - это эмпатия, а не равнодушие. В нашей жизни больше сочувствующих людей, чем равнодушных. Пример тому - сборы средств на лечение, проведение праздников для детей инвалидов. Толерантность - не равнодушие, а труд души! Она должна подвигнуть растущего человека на действенное неприятие, реальную борьбу с тем, что антигуманно, а потому неприемлемо - будь то разрушение природы или издевательство над слабым, неуважение старости или национальная вражда... Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов толерантности. Поэтому, толерантность – это, прежде всего эмпатия, но никак не равнодушие. Надо учить детей с детского сада сочувствовать, сопереживать людям с ОВЗ, помогать нуждающимся, принимать их такими, какие они есть».
«Быть толерантным - это значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим в первую очередь. Одной из центральных задач, в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями, является формирование у родителей толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья».
«Инновационная деятельность в дошкольном учреждении, ее актуальность, несомненно, важна в структуре целостного образовательного процесса. Ввиду того, что дошкольное учреждение должно обеспечивать не только воспитание и развитие дошкольников, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и развитого ребенка. В детском саду есть дети и со сниженным слухом, и дети с признаками аутизма, с двигательными расстройствами, с девиантным поведением, с задержкой речевого развития. Они нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Мы убеждены, что главное в нашей работе – это, прежде всего, полноценное формирование личности каждого ребенка, а не только занятия по преодолению речевых нарушений. Именно поэтому мы вовлекаем в коррекционно – развивающий процесс весь наш коллектив дошкольного учреждения, родителей и детей, развивающихся, в соответствии возрастным нормам, так как мы считаем, что наша работа не должна ограничиваться стенами логопедического кабинета. Ведь успешное преодоление нарушений у детей возможно только при условии индивидуального, толерантного отношения к личности ребенка и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего психолого – медико – педагогического коллектива (учителей – логопедов, воспитателей, психологов, музыкальных руководителей). Мы, педагоги, обязательно советуемся друг с другом, при организации образовательной деятельности. Да, сложно вовлечь этих детей в жизнь детского коллектива: фронтальные занятия, утренники, открытые мероприятия. Но никогда педагоги не отодвигают этих детей в сторону, всегда этим детям найдется роль и задание по силам. На занятиях мы, на наш взгляд, решаем главную задачу – включение ребенка с ограниченными возможностями в детский коллектив нормально развивающихся сверстников и воспитание взаимного толерантного отношения друг к другу. А тесная взаимосвязь специалистов нашего детского сада позволяет сделать эти занятия максимально продуктивными. Поэтому, я твердо уверена, что толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, это как раз очень не равнодушное отношение, живое участие в образовании и их жизни».
2. Роль родителей в процессе формирования толерантности
Именно в дошкольном возрасте у детей формируются основные матрицы поведения, на которые они будут опираться на протяжении всей жизни. Многие исследователи (Л.В. Байбородова, Б.З. Вульфов, О.А. Драганова , Е.А. Ильинская, А.М. Кондаков, М.И. Рожков, М.А. Ковальчук и др.) определяют роль родителей в формировании толерантности у детей как основную: именно родители дают ребенку первый опыт взаимодействия с людьми, учат общению, доверию, умению слушать, терпеливо и бережно относиться к мнению других, оценивать свои поступки и т.д. На формирование толерантности у детей влияют детско-родительские отношения, стиль взаимодействия между родителями, их личный пример в ситуациях, требующих проявления толерантности.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Общей для педагогов и для родителей является проблема толерантности. Семья во многом может помочь детскому учреждению. Однако, очень часто именно родители сеют зерна вражды, неприязни, даже не замечая этого. Дети впитывают оценки родителей, воспринимают и негативное отношение к другим людям, не таким как все.
Н.И. Дереклеева отмечает, что существуют две формы участия родителей в формировании толерантности у детей: интолерантная и толерантная. Интолерантная — формирование у ребенка представления о собственной исключительности, стремление переносить ответственность на окружающих, потребность в строгом порядке, желание сильной власти, нетерпимость, агрессивность, некритичность и высокая тревожность. Толерантная — формирование правильных представлений о себе и окружающих людях, признания, сочувствия, сострадания и эмпатии.
Поэтому положительный пример родителей в толерантном отношении к детям с ОВЗ имеет гораздо большее значение, чем просветительская работа специалистов помогающих профессий. Кроме того, участие родителей в психологических занятиях способствует не только формированию толерантности у детей, но и пересмотру взрослыми собственного отношения к людям с ОВЗ.
Толерантное воспитание – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий. Толерантное воспитание начинается в семье. Насколько родители будут терпимы к своему ребенку, так и он будет относиться с уважением и пониманием к людям с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы воспитывать у детей толерантное отношение, родителям необходимо формировать систему ценностей, в основе которой стоят такие понятия как сочувствие, сопереживание, понимание. Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это, прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.
Очень сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители. Личный пример взрослых воспитывает у детей чувство уважения к другим людям, толерантность к другим взглядам. Ребенок как губка, он впитывает все, что видит и слышит (даже если это не предназначено для его ушей). И если в доме существует двойная мораль, то есть на людях родители говорят о братстве и равенстве, а дома ребенок слышит совсем другое, то усвоит он именно последнее. Вот и получается, что воспитание толерантности надо начинать с себя. От нас с вами зависит, чему мы научим ребенка: милосердию, любви, терпимости или жестокости и ненависти.
2022